08.07.2013 | 11:30

«Летучий голландец». Громкая премьера под финал оперного сезона

Громкой премьерой завершился оперный сезон в Михайловском театре. Сюда вернулся «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. На этой сцене опера появилась в 57-м году. Постановкой тогда руководил дирижер Курт Зандерлинг. Она шла на протяжении 15-ти сезонов. И вот уже новое поколение осваивает этот сложный материал. Свое прочтение «Летучего голландца» предложили главный приглашенный дирижер и музыкальный руководитель постановки Василий Петренко и режиссер-постановщик Василий Бархатов. Из Петербурга – Рассказывают «Новости культуры». 

Девушка в ванне, с ярко-розовыми наушниками, на фоне бушующих волн. Эта провокационная афиша словно говорит: такой оперу Вагнера «Летучий голландец» зритель еще не видел. Спектакль в постановке Василия Бархатова. Долгожданная премьера в Михайловском театре – музыка композитора, чей 200-летний юбилей в этом году отмечает весь мир, в этих стенах не звучала 40 лет.

Певицы из хора в кулуарах примеряют пышные юбки до щиколотки, а то и вовсе – брючный костюм. Неслыханно для Норвегии XVII века, если следовать либретто. Действие происходит в 60-е годы, это эпоха Грейс Келли – принцессы Монако. Или где-то в Ницце мы отдыхаем, загораем.

Хор Василий Бархатов рассадил на шезлонги. Современный пляж – фон для легенды о проклятом моряке, который обречен вечно скитаться по волнам и только раз в семь лет сходить на берег. Если Летучему голландцу удастся найти верную жену, он будет прощен. А время действия Бархатов, говорит, изменил ради эксперимента.

«Возможна ли такая великая легенда о любви с современным человеком? Может ли он так сойти с ума, отопить всю вселенную, как печка? Вариантов легенды очень много, но он взял тот вариант, который наиболее шуточно-человеческий, что женщины должны тщательнее выбирать себе Летучих Голландцев, а Летучие Голландцы себе жен», - считает Василий Бархатов.

Идея оперы пришла молодому Рихарду Вагнеру в самый настоящий шторм – композитор плыл из Риги в Лондон с возлюбленной – актрисой Вильгельминой. Поэтому и «Летучий голландец» композитора-романтика - о буре не на море - в сердце.

30-летний Василий Бархатов – лауреат «Золотой маски» - поставил 7 опер в Мариинском театре, оперетту в Большом. В Михайловском работает впервые. Артистам режиссер, кажется, пришелся по душе.

«Мужчины репетируют, я с женщинами доучиваю материал. Я говорю: "Ну как?" - Они: "Как интересно!" Вы знаете, никто же не кричит, никто же не командует, а все предлагают что-то делать – творить. Притом это все делается легко и непринужденно», - описывает художественный руководитель, дирижер концертного хора Михайловского театра Владимир Столповских.

Артисты надеются, что так будет и впредь - ведь с нового сезона Василий Бархатов возглавит оперную труппу Михайловского.

«Для меня это место – инструмент, с помощью которого я могу приглашать режиссеров, музыкантов и художников, которые были интересны мне всегда», - отмечает Василий Бархатов.

Постановка самого Бархатова, уверен директор театра Владимир Кехман, станет «репертуарным хитом».

Оперу «Летучий голландец» готовили на Студии документальных фильмов. Но вовсе не потому, что хотели привнести в поставку какие-то видеоэффекты. У Михайловского театра нет своей репетиционной площадки – приходится арендовать кинопавильон. А чтобы перенести спектакль на сцену, театр закрыли на 10 дней. Из-за этого и премьер выпускают меньше, чем могли бы – всего шесть в сезон, говорит Владимир Кехман. И рассчитывает, что скоро все изменится.

Премьерой «Летучего голландца» в Михайловском завершается оперный сезон. Труппу ждет полтора месяца отпуска. А затем – работа на износ: в ноябре театр отметит 180-летие.
 

Новости культуры