05.07.2013 | 13:17

Сплав балета, гимнастики и брейк-данса - на Новой сцене Большого

В спектакле французской труппы Эрве Куби «Чем день обязан ночи» соединились музыка Баха и ритмы средиземноморской Африки. В труппе французского хореографа Эрве Куби, выходца из Алжира, только алжирские танцовщики, они работают в свободном стиле «хип-хоп». Попавшие в компанию Эрве прошли жёсткий отбор – из 250 претендентов были выбраны двенадцать. Их называют «Кубистами», их прекрасно знают в Европе. Их визит в Россию – второй. И первый выход на Новую сцену Большого театра. Рассказывают «Новости культуры». 

Сын алжирских эмигрантов Эрве Куби должен был стать доктором фармакологии, но микстурам и таблеткам предпочел свободное движение и точную геометрию танца. Стартовал в Экс-Провансе, в театре авангардного Анжелена Прельжокажа. Четыре года назад, вспомнив о своих африканских корнях, в Алжире набрал уличных танцовщиков хип-хопа. Начал новый отсчет – поставил балет по роману «Чем день обязан ночи» - его написал Ясмина Хадра

«Поставив этот балет, я словно вернулся из Франции в Алжир. Всегда надо знать, откуда ты вышел, чтобы понимать, кто ты. У всех есть предки и, соответственно, тайные истории. Родители рассказывали не только о моей семье, о стране, которая для меня была полна тайн и необыкновенной красоты», - отмечает хореограф Эрве Куби.

Эрве, получивший балетное образование в классической школе, считает, между уличными парнями и балетными танцовщиками есть общее. Например, пируэты делают те и другие – разница только в том, что его команда крутит их на голове. 

В Алжире нет классического балета, но уличный танец с батлами – соревнованиями виртуозов на прочность, точит тело не хуже балетного станка. Куби буквально нашпиговал спектакль элементами акробатики и силовыми трюками.

«Танцевать в команде Эрве увлекательно, но не просто. Он одержим танцем. Это наша жизнь. Репетиции, спектакли, гастроли – все время куда-то мчишься. Но мы привыкли к кочевой жизни. А эта история про нашу родину, поэтому она дорога каждому», - говорит танцовщик Мустафа Заем.

История получилась почти автобиографическая. Главный герой романа, как и сам Эрве, меняет профессию – фармакологию на танец. Но сюжет здесь не главное. Путешествие из Франции в Алжир, как будто соединило Восток и Запад. Страну предков и обретенную родину. Здесь даже музыка из двух разных миров. 

«Первое время было непривычно танцевать под музыку Баха. Крутиться на руках, на голове под баховские мессы не каждый может.. Но мы привыкли. Бах теперь для нас - родственная душа, так же, как и алжирские ритмы….», - признается танцовщик Сану Исса.

Никогда еще на сцене Большого не было таких экзотических гостей. Может быть, этот танец - ключ к одному из секретов вселенной - «чем день обязан ночи». Но Эрве Куби предпочитает не раскрывать всех тайн. 

 

Новости культуры