04.07.2013 | 19:57

100 лет со дня рождения коллекционера Георгия Костаки

Человек, связанный с искусством, никогда не должен торопиться с оценками – их расставляет время. Так считал Георгий Костаки – собиратель русских икон, произведений авангарда и нонконформизма. Информационный зал, посвященный столетию со дня рождения коллекционера, открылся в Третьяковской галерее. Именно этому музею досталась большая часть коллекции Костаки после того, как он покинул СССР в 1977 году. Подробности – в репортаже "Новостей культуры".

Когда Шагал стоил меньше мешка картошки, а авангарда ни в одном музее днем с огнем было не сыскать, все, кто собрался открывать информационный зал, посвященный Георгию Костаки, прекрасно помнят те времена. Коллекционера называли "чудаком-греком", ведь он не только собирал иконы, еще можно было поднять – но и коллекционировал авангард и принимал непринятых официально художников –это только потом они уже станут классиками.

"Это были художники, которые работали не за деньги, это понятно, а, что называется, по внутренеей необходимости. Мы были рады этим встречам. Например, я впервые увидел, как вино разливается в стаканы, которые стоят рядом на подносе. Мне это казалось жуткой расточительностью, но этот прием свидетельствовало о доброте и хлебосольстве хозяина", – поясняет художник Франциско Инфантэ

В информационном зале впервые демонстрируют фотографии из семейного архива Георгия Костаки. Он родился еще в Российской империи в 1913 году. Греческий подданный, в 1930-е он начал работать шофером при греческом посольстве – благодаря дипломатам втянулся в собирательство, в 1970-е он открыл современникам авангардных мастеров Клюна и Попову – XIV век

"Мы позвонили, залаяла собака, мы решили, что мы не туда пришли, но сказали заходите. Я я вошла в первый раз в этот дом, который был от плинтуса до потолка вот так завешан мозаично картинами, и это было как теперь называют – авангард", – отмечает бывший главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Лидия Ромашкова

Она вспоминает, как в 1977 году пришла принимать коллекцию Костаки  тогда он принял решение уехать. Сто картин и более семисот рисунков оставил Третьяковской галерее. 

"Сложно ему было расставаться, потому что он всю жизнь посвятил коллекционированию авангарда, как собственному дитяте. Все равно что дочку замуж отдавать – и все грустные сидят, поникшие, и обычно были все стены завешаны – а здесь были уже частично сняты", – добавляет Наталья Костаки

Отдельного зала, где была бы собрана коллекция Георгия Костаки, в Третьяковской галерее нет, но все когда- то приобретение им картины, которые здесь есть отмечены специальным знаком  дар Костаки. Если всех их собрать воедино, получился бы отдельный музей. 

Это и произошло: в Салониках возник музей, а вот плакаты ко всевозможным выставкам собрания Костаки, которое он забрал с собой в Грецию, – всего двадцать процентов его коллекции.

"Надо сказать, что Георгий Дионисыч понимал, что то, что он увозит, это его некая коммерческая составляющая, возможность решать финансовые проблемы. Но, тем не менее, он понимал, что знаковые вещи должны остаться в собрании галереи", – подчеркнула директор Государственной Третьяковской галреи Ирина Лебедева

Увидеть обе части коллекции Георгия Костаки в России скорее всего сможем в следующем году. 

Новости культуры