03.07.2013 | 11:27

Колесо обозрения. История создания

Во всем мире этот аттракцион называют «Колесо Ферриса» - по имени создателя главного развлечения в парках по всему миру. В этом году изобретению американского инженера исполнилось 120 лет. Несмотря на почтенный возраст, колесо обозрения не теряет популярности – для одних это источник адреналина, для других – вдохновения. Историю чёртова колеса проследили «Новости культуры».

Любое, даже самое современное Колесо обозрения, принципиально не сильно отличается от обычного велосипедного колеса. Те же спицы, ось, подшипники. Разница только в размерах. Вот, например, звено цепи, приводящей в движение аттракцион, деталь - та же, что у велосипеда, но в десятки раз больше.

В среднем жизнь Колеса обозрения – 100 лет. Одно из старейших в России - в Измайловском парке, отслужило уже больше половины своего срока, ни разу не сломавшись. Самое высокое в Европе, оно должно было стать сюрпризом для участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Западный опыт был недоступен советским инженерам – так что колесо им пришлось изобретать заново.

«Торопились, потому что его проектировали в декабре, только чертежи поступили, а уже в июле оно стояло в готовом виде. Надо было его испытать, конечно, потому что кабины пустые, а туда 160 человек загружается», - рассказывает Георгий Хромов. Конструктор Георгий Хромов вспоминает: первыми испытателями нового аттракциона стали, сами того не подозревая, участники фестиваля. «По радио объявляют: «Дорогие товарищи, через час откроется новое Колесо обозрения, приглашаем вас! И весь парк – сколько там было – вдруг побежали к этому колесу, и очередь выстроилась до входа в парк», - добавляет он.

Колеса обозрения, над проектами которых инженеры работают, сегодня могут стать декорацией для в фантастических фильмов о будущем. Один из них - «Вид столицы» – даже не колесо в привычном смысле, а закольцованная в воздухе железная дорога. Другой вариант – 180-метровое колесо в Парке Горького, может стать самым высоким в мире, превзойдя нынешнего чемпиона – сингапурское, на 15 метров. Его конструктор Владимир Гнездилов когда-то строил космические аппараты. Теперь запускает в воздух посетителей парков аттракционов.

«На колесе 180 метров, которое мы проектируем, тоже открытые кабины. Представляете, это ощущение полета невероятное», - говорит Владимир Гнездилов. Открытые популярнее конечно, но это не для слабонервных.

За более чем век существования у Колеса обозрения сложился некий романтический образ в разных культурах. «Колесо удовольствия» в англоговорящем мире, «гигантская тыква» у немцев. Чертово колесо по-русски. Для романтиков Колесо обозрения давно стало символом безумной, страстной любви – ведь наверху иногда легче признаться в том, о чем молчишь внизу.

Новости культуры