28.06.2013 | 12:35

Царицыно приглашает на «Большой бал»

В столичном музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка, посвященная балам в России. В названии выставки «Большой бал» есть подзаголовок – «на подмостках истории, жизни, театра». Можно было бы добавить – и на страницах книг. Бал – непременный атрибут светской жизни, и у кого только из классиков не был описан! Пушкин, Лермонтов, Толстой считались знатоками этого дела, оставили великолепные картины балов. На балах знакомства заводили, там разворачивались любовные драмы, плелись интриги, делалась политика. А ещё балы – это строгий церемониал, особые манеры поведения, особая мода. Иллюстрации к «шумным балам» можно увидеть на выставке в Царицыне. Рассказывают «Новости культуры». 

В Большом Екатерининском дворце пришло время Большого бала. В Царицыно рассказывают о трехвековой бальной традиции. В России балы появились лишь при Петре Великом. В свое время любительницами потанцевать были императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Вторая. Церемония бала была строго регламентирована. Вечера всегда открывались полонезом, за которым следовали вальсы, кадрили, мазурки.

«Мазурочная болтовня, как у Пушкина - это не уничижительно, это легкий при быстром движении разговор, но самое интересное, что каждый из танцев сопровождался определенной мерой общения и интимности этого общения, и это уже было включено в ожидаемое от бала, в его порядок и распорядок. Опять же танцы обязательно нужно было записывать, для этого существовали книжечки», - рассказывает куратор проекта, кандидат искусствоведения Ольга Соснина.

XIX век — расцвет традиции. Раздел выставки «Царские балы» рассказывает о вечерах в Большом театре, приуроченных к коронации российских императоров – Александра II и Николая II. Одним из самых необычных называют костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце.

«Основная его отличительная особенность заключалась в том, что все присутствовавшие явились в костюмах эпохи царя Алексей Михайловича, и это все было очень хорошо заснято. И постольку, поскольку это было очень значимое событие, и очень понравилось, то этот бал повторялся в разных вариациях еще дважды», - напоминает заместитель генерального директор ГМЗ «Царицыно» по научной работе Ольга Докучаева.

После революции бальная традиция была почти забыта. Пышные празднества остались лишь в театре и кино. Эскизы к спектаклю и фильму «Маскарад» по пьесе Лермонтова соседствуют с костюмами Ольги Преображенской и Екатерины Максимовой. Есть здесь и платье, созданное Пьером Карденом для Майи Плисецкой – в нем она танцевала Анну Каренину.

«Пьер Карден решил немножко расцветить его и с изумительным мастерством добавил лилового и золота в это черное платье. Черное платье во второй половине XIX века был не только знаком траура, но и достаточно экстравагантным и элегантным видом платья, в том числе и бального», - объясняет куратор проекта, кандидат искусствоведения Ольга Соснина.

Подлинные платья, туфельки, сумочки и веера.... бальная традиция все же шагнула в XXI век. Сегодня в моде исторические балы, на которых исполняют танцы разных эпох в старинных костюмах.

Новости культуры