13.09.2011 | 09:31

"Дядя Ваня" покорил Прагу

Чеховский "Дядя Ваня" из Вахтанговского театра покорил Прагу. Единственное представление спектакля, поставленного художественным руководителем вахтанговцев Римасом Туминасом, состоялось в чешской столице в понедельник и прошло с триумфальным успехом. Публика, стоя, десятиминутной овацией благодарила артистов за поистине незабываемое зрелище.

Многоярусный зал Государственной Пражской оперы, предоставленный московским гостям, был заполнен до отказа. Посмотреть нашумевший российский спектакль собрались представители чешской элиты, деятели культуры, журналисты ведущих изданий и просто почитатели искусства. И это при том, что стоимость билетов доходила до полутора тысяч крон /примерно 60 евро/, что по местным меркам для драматического театра случай практически беспрецедентный.

Перед пражской премьерой Римас Туминас заметно волновался. "У меня так всегда бывает на гастролях, - признался он. - Я давно не бывал в Праге, приезжал сюда еще со своим Вильнюсским театром". Но, как оказалось, режиссер нервничал не понапрасну. Прямо перед началом спектакля выяснилось, что доктор Астров /актер Владимир Вдовиченков/ заболел - подхватил накануне острую инфекцию, и пражские врачи строго-настрого запретили ему выходить на сцену. В спешном порядке был загримирован и экипирован второй Астров - артист Артур Иванов.

Все три с лишним часа, что шел спектакль, публика, не открываясь, следила за происходящим на сцене, вслушивалась в каждое слово, реагировала на каждую реплику, как бы заново, вместе с Туминасом и его актерами, переживая все перипетии, казалось бы, такой знакомой чеховской пьесы. И это открытие было сродни потрясению.

Аплодировали всем: и необыкновенному дяде Ване - Сергею Маковецкому, и его матери Марии Васильевне Войницкой - Людмиле Максаковой, и профессору Серебрякову - Владимиру Симонову, и его жене Елене Андреевне - Анне Дубровской, и трогательной Соне - молоденькой актрисе Марии Бердинских, и старой няньке - 95-летней Галине Коноваловой. Кстати, последняя, несмотря на почтенный возраст, сохранила не только завидный актерский задор, но и светлый ум, и отменную память. Оставаясь играющей актрисой, она занимает пост заведующей труппой, и к тому же является нештатным летописцем своего родного театра, старше которого ровно на пять лет.

"В ноябре мы будем отмечать 90-летие нашего Вахтанговского театра, - уточнила Галина Львовна. - Что же касается гастролей в Праге, то я хорошо помню наш поистине исторический приезд, случившийся сразу после событий 1968 года. В городе было очень напряженно. И даже наш артист Юрий Волынцев, наблюдая эту картину, с присущей ему откровенностью спрашивал у пражан: "Ненавидите нас, да?". Тем не менее, играть нам определили в Национальном театре - роскошном здании, похожем на драгоценную шкатулку. 

Там мы показали "Принцессу Турандот" и совсем не вязавшуюся с бархатно-золоченым интерьером "Виринею". "В следующий раз мы приехали в Прагу в 1987 году, когда нами руководил Михаил Александрович Ульянов, и тогда мы показали "Русские водевили" и инсценировку роману Чингиза Айтматова "И дольше века длится день", - рассказала Галина Коновалова.

И вот теперь, после почти 25-летнего перерыва, вахтанговцы вновь наведались в Прагу с одним из своих самых "выездных" спектаклей - чеховским "Дядей Ваней". За те два года, что эта постановка значится в репертуаре труппы, она уже побывала в Израиле, Эстонии, Латвии, Литве, Украине. Недавно получила сразу несколько приглашений - в Лондон, Афины и Софию. Но прежде она продолжит тур по Чехии. В среду, 14 сентября, ее покажут на Международном фестивале "Театр" в Пльзене, где вахтанговский "Дядя Ваня" стал специальным гостем.