13.09.2011 | 10:03

Выставка "Современное итальянское искусство середины XX века"

«Современное итальянское искусство середины XX века». Выставка, которая открывается в Мультимедиа Арт Музее, в рамках Года Италии в России, знакомит с теми, кто превратил Милан пятидесятых в одну из самых «инновационных» арт-лабораторий Европы. Сторонники «живописи без холста» и искусства как «зоны возможностей для нового начала». В Москву – в честь Года Италии в России – привезли семьдесят работ из частных коллекций и личных собраний художников. Рассказывают «Новости культуры».  

Кто-то скажет - дискотека восьмидесятых, но эти «световые призмы» Альберто Бьязи придумал в 62-м. Кто-то подумает - так сегодня выглядят небоскребы и дизайнерская мебель, а это экспериментальная скульптура 58-го года Бруно Мунари. В конце пятидесятых - начале шестидесятых, на севере Италии, в Милане и Падуе, появились художники, которые не самовыражением занимались, а исследованием - света, цвета, движения и пространства - создавали формы, которые для всех видящих выглядят одинаково. И задавали вопрос - кто видит? что видит?

«Вот вы смотрите на эту вещь, и она неподвижна, как египетская пирамида, а стоит вам чуть двинуться, и она движется. Что это значит? Что движение - в голове, что оно может быть иллюзией!» - считает Альберто Бьязи.

Альберто Бьязи приехал в Москву - следить за монтажом выставки, многие из объектов этой выставке - из его личного собрания.

«Вот сейчас увидела Альберто Бьязи - и просто глазам не поверила - он же живой памятник современного искусства!», - уверена директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Со времен этих художественных открытий прошло полвека, их создатели, действительно, еще живы и действуют, и вспомнить, как это все начиналось - тоже могут.

«В Милане мы собирались в баре «Ямайка», в Риме - в баре «Розатти» на Пьяце дель Пополо, в Париже - в кафе «Две макаки» плюс однодневные выставки в мастерских художников. Это, знаете ли, до Интернета было - непосредственное общение, обмен идеями - хорошие времена», - вспоминает художник Нанда Виго.

Нанда Виго шутит - авангардистом стала в четыре года, стоило увидеть архитектуру Джузеппе Террани. Учителем считает Лучо Фонтану. Всю жизнь исследует свет.

«Я делала искусство из материалов, которые раньше использовали разве что в промдизайне и архитектуре: алюминий, разнообразные источники света, стекло, - вот это стекло, например, полюбилось мне за рельефность - прекрасные дает тени и отражения», - рассказывает Нанда Виго.

Нанда Виго создавала картины из стекла и света, Лучо Фонтана резал холст, Кастеллани и Боналуми придавали ему объем - все они размышляли - как быть с картиной, как должно выглядеть искусство будущего. Эластичное пространство, вибрирующая поверхность, оптические иллюзии и движущиеся объекты. Спациалисты, кинетисты и опт-артисты - подвиды итальянского авангарда середины XX века.

В объекте Давиде Бориане - небольшой мотор, магниты и металлическая стружка, которая при каждом повороте диска создает разные ландшафты. Понимаете? - движение вроде бы механическое, однообразное, а результат этого движения - все время живой, непредсказуемый.

«Кинетисты, в отличие от своих предшественников, создавали не образ движения, а реально движущиеся объекты, опт-артисты - напротив, изобрели конструкции, которые создавали иллюзию движения при перемещении зрителя», - объясняет историк искусства Марко Менегуццо.

Один учитель, один идеолог - Лучо Фонтана. Три группы: «Азимут», «Тэ» и «Эн». В Германии их единомышленники - Отто Пине и Хайнц Мак - называют свое объединение «ЗЕРО», и выпускают одноименный каталог - посвященный Лучо Фонтане. Это был тот случай, когда Италия подарила миру художественное течение.

«Нанда Виго придумала в 65-х такое определение - «Зеро авангард» - так называлась одна из выставок в мастерской Лучо Фонтаны. И вот мне кажется, «зеро аванград» - жив. Сейчас колесо так повернулось, что эти художники предстают самыми актуальными предшественниками сегодняшнего современного искусства», - отмечает куратор Альберто Подио.

Сами итальянские зеро-авангардисты относились и относятся к своей роли в искусстве с юмором. Они - то стремились быть доступными, понятными и демократичными. Сегодня постамент, на котором Мадзони предлагал любому зрителю почувствовать себя произведением искусства, в Москве, вместе с другими произведениями последователей Лучо Фонтаны. И если выставки отдельных художников этого поколения - Боналуми и Кастеллани - в Москве случались, то такая масштабная экспозиция пятнадцати ведущих итальянских зеро-авангардистов - впервые.

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>