26.06.2013 | 19:56

Из Рима в Москву: полотна Тициана переехали на лето

Мы говорим «Тициан», подразумеваем «Венеция». Самый знаменитый венецианец Ренессанса в Венеции не родился, а приехал туда подростком и стал одним из символов города, где превыше всего ценили земные радости. Чтобы воплотить эту радость на холсте, судьба подарила Тициану Вечеллио почти 90 лет жизни и гениальную кисть. Выставку избранных шедевров мастера в Музее изобразительных искусств можно считать самой жизнеутверждающей экспозицией лета. Рассказывают «Новости культуры».

«Все мы кровь и плоть Тициана», – писал в своем дневнике французский живописец Эжен Делакруа. Влияние, которое оказал великий мастер эпохи Возрождения на изобразительное искусство, велико: Рубенс , Рембрандт, Веласкес, Гоген учились на его работах. Поль Сезанн однажды сказал: «Если бы передо мной стояла задача спасти одного единственного в мире художника, я бы спас Тициана».

Полотна, привезенные в Москву, были частью огромной экспозиции Тициана в Риме. В этом году в Квиринальных конюшнях показали почти полсотни произведений мастера из разных музеев мира. В Пушкинский приехало 11 картин и только из итальянских коллекций. Такова концепция выставки. Шесть полотен впервые покинули места, в которых хранятся.
Ирина Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, не скрывает волнения: «Это великий праздник, по-настоящему великий, это великий художник и восемь работ – это его абсолютные шедевры. Мы счастливы, что можем преподнести такой подарок».

Центральная работа экспозиции – «Флора», самое знаменитое полотно из представленных. Написано примерно в 1520 году, относится к раннему этапу творчества Тициана. Картина постоянно хранится в галерее Уфицци во Флоренции. «Флора» – яркий пример так называемой «тициановской красоты». Джованни Вилла, куратор выставки, поясняет, что это такое: «Эта картина воплощение красоты и привлекательности. Здесь четко прослеживается почерк художника – детальная поработка фактуры платья, и, конечно, знаменитые тициановские волосы. "Флора" – это шедевр мировой живописи. Одно из доказательств этому – тот факт, что картина одна из самых копируемых в мире».

Выставка состоит из трех разделов. Первый – «Портреты». Знатные венецианцы на его полотнах – не только обладатели богатства и власти, но люди со сложным внутренним миром. Среди его заказчиков были императоры, герцоги и иерархи католической церкви. «Ни один художник не мог сравниться с ним ни по гонорарам, ни по его жизнелюбию, ни по количеству поклонников», – говорит куратор выставки Виктория Маркова.
Во втором разделе – картины по сюжетам античных мифов. Представлен и один из первых вариантов «Данаи», и поздний шедевр Тициана «Венера, завязывающая глаза Амуру». Картины на религиозную тему – третья часть экспозиции.
«Благовещение», алтарный образ для капеллы Святого Августина, – один из примеров позднего Тициана. «Мы видим эту работу, которая трактована не в лирическом ключе, как это сама тема позволяет, а в абсолютно трагическом ключе, – рассказывает Виктория Маркова. – Вот этот посланник, то ли фигура, то ли сгусток небесного света – обжигающего, потому что здесь красный цвет… Свет – это у Тициана главное».

Тициан – редкий пример во всех смыслах успешного человека и художника. Он прожил около 90 лет, работал много и плодотворно. Был богат, знал себе цену, элита его любила и боготворила. Он – самый земной из титанов итальянского Возрождения. Новатор в области света и цвета, художник, чье творчество определило развитие живописи на столетия вперед.

Новости культуры 

Все материалы темы>>>