26.06.2013 | 11:44

У маэстро Клаудио Аббадо - юбилей

Клаудио Аббадо называют легендой оперной и симфонической музыки XX века. По версии британского журнала «Би-Би-Си Мьюзик Мэгэзин», Аббадо входит в тройку лучших дирижеров мира. Маэстро славится феноменальной памятью и безупречным музыкальным вкусом. Сегодня Клаудио Аббадо исполняется 80 лет. Рассказывают «Новости культуры». 

Итальянский маэстро сдержанно принимает восторг публики, держится замкнуто, с журналистами не общается уже давно. Более сорока лет – пристанище Клаудио Аббадо – имение в Сардинии. Своими руками обработал каждый уголок сада, посадил более 9000 деревьев. В последние годы после тяжелой болезни вынужден был отказаться от многих проектов, но расстаться с главным «детищем» – Люцернским фестивалем - не смог. «Он каждый год появляется на Люцернском фестивале, где руководит этим фестивальным оркестром и с прежней тщательностью готовит программу, как будто это его последний концерт в его жизни», - отмечает музыкальный критик Петр Поспелов.

Клаудио Аббадо – один из немногих дирижеров в мире, руководивший почти всеми главными симфоническими оркестрами и оперными театрами Европы. Приглашали, когда в коллективах намечались кризисы. Он успешно их преодолевал, после чего уходил. Первый взлет карьеры Аббадо связан с театром Ла Скала. «Это мы репетировали по 9 часов – солисты, а он вообще не выходил из театра Ла Скала. Он был не только моим наставником, моим другом, но и человеком, который научил меня работать так, как работал он», - говорит народная артистка СССР Елена Образцова.

Ему отдавали предпочтение лучшие оркестры Европы: Венский симфонический, Лондонский, Берлинский. Пытаясь уйти от классического репертуара, Аббадо сделал ставку на современную музыку, в 70-е поставив с русским режиссером Юрием Любимовым авангардную оперу Луиджи Ноно «Под яростным солнцем любви». «Он олицетворяет всей фигурой, всеми руками своими музыку, его тело поет также, как музыка», - убежден народный артист России, режиссер Юрий Любимов.

О его легком нраве музыканты слагают легенды. Во времена дирижеров-диктаторов - Тосканини, Караяна, Мравинского, - Аббадо заработал репутацию самого демократичного маэстро. «Он легок, как Моцарт, но он не обременяет своим гением, тяжестью», - считает народный артист России Дмитрий Хворостовский.

«Клаудио - не тот, кто командует или строго руководит. Он ведет оркестр, позволяет играть изнутри. Потому вот этот его самый гениальный жест для легато – для плавного голосоведения», - объясняет музыкант Симфонического оркестра Люцернского фестиваля Алессандро Карбонаре.

Его интерпретации циклов Малера, Шуберта и Мендельсона до сих пор считаются непревзойденными. Аббадо открыл миру партитуры авангардистов: Ноно и Берио, Шенберга и Штокхаузена. В последнее время обратился к музыке барокко, записал Брандербургские концерты Баха. С его легкой руки в Вене ежегодно проводится фестиваль современного искусства «Вьен модерн». Его работоспособностью восхищаются многие, сам же он говорит: «Я никогда не останавливался на достигнутом, всегда хотел понять что-то большее, чем просто написано в нотах. Музыка – смысл моей жизни, благодаря ей я живу».

Новости культуры