13.09.2011 | 10:23

Омские реставраторы восстанавливают тронное кресло Александры Федоровны

В Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля реставрируют тронное кресло последней русской императрицы Александры Федоровны. Шедевр декоративно-прикладного искусства «переехал» за Урал в 20-е годы прошлого века из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда. Реставрация уникального «серебряного» трона и еще полусотни экспонатов из так называемой «романовской» коллекции Омского музея – часть масштабного выставочного проекта, которым музей отметит 400-летие дома Романовых в 2013 году. Рассказывают «Новости культуры».

Около 12 килограммов серебра, ценное черное дерево и бархат, изготовленный по специальному заказу. Лучшие мастера из лучших материалов создавали в начале прошлого века это тронное кресло – подарок супруге последнего Российского императора Александре Федоровне. Сейчас над восстановлением раритета работают лучшие сибирские реставраторы.

«Здесь восстанавливается конструкция кресла, – рассказывает главный хранитель Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Анна Чернявская. – Восстанавливаются деревянная, текстильная основы, уникальный бархат. И, конечно же, одна из самых ответственейших операций – работа с драгоценным металлом – серебром»

Разгадать символику главного украшения трона сейчас пытаются сотрудники омского музея. Серебряная накладка на спинке кресла-трона изобилует изображениями животных и людей. В этом году в Омск специально приезжала делегация буддийских монахов. Часть символов удалось прочитать. Шесть сил – морское чудовище, баран, слон – на которых, согласно буддийской легенде опирался Будда, когда тяжело заболел. А во главе композиции – двуглавый орел. Кресло было преподнесено депутацией от калмыцкого народа.

«Так как они входили в состав российской империи, и подарок был сделан именно императору, то естественно главенствующей должна была быть российская символика. И потому размещение вверху герба Российской империи здесь имеет первостепенное значение», – говорит хранитель фонда Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Игорь Глазов.

В тридцатые годы, как вспоминают старожилы старейшего омского театра, царицын трон служил реквизитом для местной Мельпомены.

«В те годы достаточно широко практиковалась выдача музейных предметов как определенного реквизита для спектаклей, – рассказывает Игорь Глазов. – Удалось установить, что в случае его утери, ценность его была определена в 500 рублей по курсу того времени».

В одном из журналов начала прошлого века сотрудники омского музея обнаружили уникальную фотографию. На снимке в Царскосельском Александровском дворце рядом с омским креслом – еще один трон. Чуть выше. Предназначался он императору Николаю Второму. После национализации был передан в Восточно-Сибирскую торговую палату. С тех пор его следы теряются. Но омские хранители надеются на помощь коллег, чтобы к 400-летию Дома Романовых императорская тронная пара снова была вместе.