26.06.2013 | 16:00

Фильмы «Беспредел» и «Дорожный патруль» - в конкурсе Московского кинофестиваля

В борьбу за главные награды Московского кинофестиваля вступили «Беспредел» грузинского режиссера Арчила Кавтарадзе и польский «Дорожный патруль» Войцеха Смаржовского. Оба фильма частично основаны на реальных событиях. У себя на родине они вызвали неоднозначную реакцию. Московский кинофестиваль решил показать два таких непростых и в чем-то похожих фильма в один конкурсный день, и журналисты заговорили об общей для многих стран проблеме - нравственном и социальном кризисе. Рассказывают «Новости культуры». 

Как только началась пресс-конференция, съемочная группа фильма «Беспредел» сразу же заявила – их картина не несет политической нагрузки – о том, что наболело, снимали еще до того, как в Грузии разгорелся тюремный скандал. Документальные кадры с издевательствами над заключенными в прошлом году облетели страну, фильм же, они признались, снимали задолго до этого,  подпольно. «Настолько это было запрещено, вы не можете представить себе, если бы кто-нибудь узнал, что снимается такой фильм, что бы могло произойти, и я с первого же дня оценил мужество, которое было со стороны Арчила и всей группы», - говорит актер Михаил Ахвледиани.

Водитель случайно сбил двух человек, от состояния пострадавших теперь зависит его приговор, но он сам, оказавшись в тюрьме, человеком быть уже перестал. Мир, где не действуют никакие законы, кроме тех, что придумали люди, в тюрьме наделенные властью. Страшный, жестокий и безнадежный – путь унижений и пыток, с которым, кажется, невозможно бороться. Журналисты уже знали – картина основана на чем-то, что произошло с самим режиссером, но за что именно Арчил Кавтарадзе попал за решетку, он так и не ответил. Лишь сказал – в тюрьме провел полгода, сценарий о том, что видел, писал там же.  «Если бы я один к одному перенес это на экран, это было бы не очень этично, эстетично и неправильно для обычного глаза. Смотреть на это невозможно, я постарался это в каких то рамках творческих поставить», - объясняет режиссер Арчил Кавтарадзе.

«Дорожный патруль» Войцеха Смаржовского в Польше вошел в рекордсмены проката, самого режиссера называют новым Анджеем Вайдой – в Москве фильм, конечно, ждали. Когда увидели, сразу сказали – снова тот же беспредел тех, кто в погонах. Смаржовский признался – он делает фильмы, чтобы они провоцировали, не верит, в то, что мир они могут изменить, но все-таки пытается. «В начале работы над картиной я думал, что у меня будет семь героев и семь линий и, что они будут пересекаться, как-то влиять друг на друга. Но потом я понял, что лучше для фильма - более выгодно, если будет все-таки один центральный герой. Но, тем не менее, там все равно осталось семь полицейских, семь их историй и семь грехов - и это очень важно», - говорит Войцех Смаржовский.

О погрязшей в коррупции дорожно-патрульной службе, но за кадром голос еще уточняет – Польша вообще в числе самых коррумпированных стран. Фильм начинается почти как документальный – снятые на камеру мобильного телефона полицейские на работе, на охоте, на отдыхе, сильные перед слабыми, бессильные перед начальством. Потом и вовсе детектив – когда один вдруг пытается бороться с системой, и охота начинается уже на него.

«Мы работаем со Смаржовским уже 12 лет, и это один из тех режиссеров, с которым я очень люблю работать вне зависимости от того, играю я большую роль, или это эпизод. Он затрагивает очень важные темы, не только общественные, но касающиеся взаимоотношений людей. И именно это для меня самое главное – то, что фильм об изменении внутреннем, о том процессе, который происходит в человеке», - объясняет актер Бартломей Топа.

После показа в Москве журналисты авторов благодарили – за смелость, спорили – как грузинский фильм оценит член жюри грузинский актер Зураб Кипшидзе, но все признавали – эти два фильма, показанные в один конкурсный день, могли быть сняты не только в Грузии или Польше – темы такие знакомые и слишком острые для многих стран.


Новости культуры

Все материалы темы>>>