26.06.2013 | 15:49

Игра в карты от Робера Лепажа

Канадского режиссера Робера Лепажа называют Колумбом современного театра. Его воображение не имеет границ, а изобретательность и масштаб театральных аттракционов неизменно удивляют. В рамках Чеховского фестиваля Лепаж и его театр Ex Machina показывает в Москве "Карты Один. Пики". Актеры разыгрывают серию связанных между собой историй не на традиционной сцене, а на арене цирка. Рассказывают "Новости культуры".

За два с половиной часа без антракта зритель вслед за актерами успевает познакомиться с парой солдат, готовящихся к отправке в Ирак, британским телевизионщинком, страдающим игроманией; молодоженами из Квебека, расстающимися в день свадьбы; с горничной в престижном отеле, не решающейся обратиться к доктору, потому что она нелегальная иммигрантка. Судьбы героев проходят перед глазами, причудливо переплетаются между собой.

Действие разворачивается в Лас-Вегасе в 2003, Америка стоит на пороге вторжения в Ирак. Пространства сменяют друг друга: с плаца в джакузи, из игрального зала казино – в пустыню и далее. Мгновенный перенос места действия из реальности в реальность до сих пор было свойством кинематографа. Лепаж эту монополию явно поломал. И это не карточный фокус. А вот почему именно с масти "пики" начинается его тетралогия, очевидно любому квебекскому школьнику. В других же странах этот вопрос требует объяснений.

"У нас в Квебеке принято: когда мы играем в карты, есть некая иерархия. И пики являются как бы старшей картой, трефы – самой слабой. Поэтому Лепаж просто начал с самой сильной масти. И будет постепенно двигаться к самой слабой – трефам. Робер давно задумал спектакль на основе карточной колоды, и это только первая его часть", – заверяет продюсер Мишель Бернашез

Несмотря на все технические аттракционы, главное чудо Лепажа – многонаселенную сценическую историю – рассказывают всего шесть актеров. 

"Все это благодаря техническим приспособлениям. Мы, конечно, не будем раскрывать секреты. Скажу только, что кроме шестерых актеров под платформой сцены еще очень быстро действует семеро техников – очень, кстати, небольших, чтобы помещаться", – замечает менеджер гастролей Мари Рондо

Лепаж рассказывает крепкую историю, которую редко увидишь в современном театре. Многообразие сюжетов напоминает мыльную оперу. Ни пересказать толком, ни оторваться невозможно. 

"Здесь есть этот момент про нужду, про войну. То есть очевидно, что и он не избежал такого поветрия, которое у всех западных деятелей искусств, интеллектуалов последнего времени. Тема войны, каких-то мировых потрясений, несчастья людей, она тоже пришла и в его спектакли, которые раньше казались спектаклями такого волшебника, который на все смотрит немного не от мира сего",  – поясняет театральный критик Роман Должанский.

В Москве Лепажа смотрели и обсуждали в его отсутствие. Режиссер одновременно выпускает две премьеры: в родном Квебеке и в Нью-Йорке. 

Новости культуры

"Мне единственно грустно, что он сам не играет. Я так привык поражаться тому, как он перевоплощается, меняется, но он все воплотил в актерах",  – отмечает режиссер Андрей Житинкин.

Как дальше будут развиваться события и судьбы героев из колоды Робера Лепажа, об этом самые любопытные смогут узнать уже осенью: на это время намечена премьера второй части тетралогии: "Карты 2: черви".

Все материалы темы>>>

Новости культуры