26.06.2013 | 10:02

Забытый шедевр двух композиторов

В столице появились «Три Пинто». Почтенные доны и веселые проходимцы – герои неоконченной оперы Карла Марии фон Вебера. Вдова автора отдала наброски оперы композитору Джакомо Мейерберу, у которого они и пролежали нетронутыми больше четверти века. Автографы оказались почти нечитаемы! Ключ к разгадке подобрал Густав Малер, который и дописал историю. Так что благодаря великому австрийцу на сегодняшней премьере в Камерном театре имени Бориса Покровского опера будет иметь вполне завершённый вид. Рассказывают «Новости культуры».

Конечно, инициатором этой постановки был музыкальный руководитель театра Геннадий Рождественский. Любитель музыкальных редкостей на этот раз нашел не только неизвестную у нас оперу, но продолжил серию спектаклей, как он выразился, с двойной тягой. Первой ласточкой был Идоменей Моцарта в редакции Рихарда Штрауса. В режиме ожидания находятся Орфей Монтеверди в редакции Венсан Д’Энди и Воскрешение Лазаря Шуберта, дописанное Эдисоном Денисовым. Густав Малер проделал с оперой Вебера титаническую работу.

«Осталось 1700 тактов в набросках, из которых оркестровано только 18. Фрагменты Малера первые критики приписывали Веберу», - рассказывает дирижер-постановщик народный артист СССР Геннадий Рождественский.

К спектаклю выпустили оригинальную программку в виде старой газеты, где помимо действующих лиц и исполнителей, сюжета и истории создания произведения была размещена – в соответствии с жанром – и криминальная хроника, и реклама, и критические отзывы. А сам спектакль начался еще до спектакля.

Следуя новомодным тенденциям, спектакль актуализировали. Сюжетная линия, в отличие от музыки, была признана постановочной группой слабоватой, пришлось всерьез сочинять спектакль. Важно не что, а как, сказал журналистам режиссер-постановщик Михаил Кисляров. «Спектакль трудный. Пошли на эксперимент. Отталкивались от даты, юбилея Марселя Марсо», - объяснил он.

Подобно тому, как в XIX веке часть публики и критики не оценила оперу – дирижер Ганс фон Бюлов назвал ее устаревшим балаганом, не полюбилась она и артистам театра. «Cюжет балаганен и абсурден», - говорит солист камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского Анатолий Захаров. «Это не шедевр, но весело, интересно. Такие спектакли любят в Европе, ни к чему не обязывает. Конечно, Малер привнес изюминку своей доработкой. И только», - считает солист камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского, заслуженный артист России Герман Юкавский.

Впрочем, внутреннее критическое отношение артистов к опере зрителям осталось неведомо. Абсурдная история разыграна азартно и увлекательно. И есть, что и кого послушать. Так что первые крики «браво» уже после первого действия вполне заслуженны.

Новости культуры