05.11.2011 | 11:11

Больше опер хороших и разных! (kultura-portal.ru)

В молчаливом человеке, сурово наблюдающем за съемками нового оперного проекта, легко угадывался главный редактор телеканала “Культура”. Все дни, пока шли съемки “Большой оперы”, Сергей Шумаков ходил на “Мосфильм”, словно на работу. Первый съемочный день прошел довольно напряженно. Световая аппаратура не выдерживала и несколько раз выключалась сама собой. Пришлось делать вынужденные перерывы, что расхолаживало как самих участников, так и членов жюри под председательством Елены Образцовой. Зато второй день прошел в живом рабочем ритме: ярко и с сюрпризами.

С виду сдержанный и где-то даже сердитый, главный редактор “Культуры” менялся в лице, стоило кому-то из участников показать высокое мастерство владения голосом. Сергей Леонидович довольно улыбался, приговаривая: “Да вы посмотрите, какие на площадке таланты! Идите в студию, любуйтесь”.

Поскольку большего от Сергея Шумакова добиться невозможно (он хорошо известен тем, что не дает интервью), пришлось вникать в тонкости нового проекта по ходу звучания арий.
Идея телевизионного конкурса молодых исполнителей оперы родилась в недрах телеканала “Культура” лишь в этом году. Но большого креатива в этом, увы, нет. Нечто похожее было учреждено в 1983 году Британской радиовещательной корпорацией, и наши исполнители Дмитрий Хворостовский (1989) и Екатерина Щербаченко (2009) уже получали 15 тысяч фунтов стерлингов за призовые места. Международный формат телесостязаний в Кардиффе добавляет британскому проекту особый престиж и пафос. Наш вариант только заявляет о себе. И пока даже непонятно, за какой приз сражаются оперные артисты.

Кажется странным и то, почему простая и яркая идея оперного телеконкурса случилась у нас лишь в этом году? И не связана ли она, грешным делом, с проектом “конкурирующей фирмы” – “Призраком Оперы” на “Первом канале”?

– Сравнивать эти два проекта невозможно, да и не нужно, – убеждена режиссер шоу Анастасия Синельникова, – “Большая Опера” соответствует строгой стилистике нашего канала. Этим проектом хочется значительно расширить аудиторию за счет тех, кто пока равнодушен к оперному жанру. К тому же есть желание представить молодых конкурсантов не только как великолепных оперных исполнителей, но и сделать их телевизионно актуальными для современных зрителей.

Видимо, поэтому, во время предварительного просмотра отборщики заставляли исполнительниц Кармен задирать юбки и демонстрировать испанские страсти в объектив камеры, а теноров отказываться от арии Ленского и на-гора выдавать веселые куплеты герцога из “Риголетто”.

– Те шестнадцать человек, что прошли в проект, были отобраны по двум причинам, – рассказал член отборочной комиссии и главный дирижер проекта Феликс Коробов. – Первый критерий: профессиональные вокальные данные. Красота тембра и голоса... В наш век полупрофессионалов и любителей задача конкурса – показать именно профессиональное вокальное мастерство. Второй критерий: телевизионная привлекательность исполнителя. Участники должны обладать неким магнетизмом, они должны увлекать зрителей своей пластикой, своей индивидуальностью. Это телевизионный конкурс, а значит, элементы шоу так же важны, как и мастерское владение голосом.

Из тысячи поданных заявок со всей России было отобрано порядка пятисот участников. Несколько дней подряд комиссия отсматривала претендентов, после чего в шорт-листе оказалось 8 мальчиков и 8 девочек. Средний возраст участников 28 лет. Многие из них давно работают на профессиональной сцене, представляя известные театры Москвы и Новосибирска. Остальные участники – дипломанты популярных вокальных конкурсов, студенты консерватории и поющие по всему миру фрилансеры в статусе “приглашенных звезд”.

Несмотря на подобные различия в опыте и вокальных школах участников проекта, профессиональное жюри, в которое вошли народная артистка СССР Тамара Синявская, директор Латвийской Национальной Оперы Андрейс Жагарс, директор молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин, народный артист России Сергей Лейферкус, очень быстро определилось с фаворитами.

– Голоса замечательные, – делится своими впечатлениями Тамара Синявская, – мне очень многие нравятся, и тех, кого я лично выделила, буду с удовольствием слушать до конца. Для меня как для певицы важно наличие голоса и тембра, и второе качество – умение владеть своим нутром, своим телом, чтобы поделиться с публикой тем, чем тебя наградил Господь.

Председатель жюри Елена Образцова в приватной беседе отметила большую разницу между конкурсантами “Большой Оперы”. “Есть совсем малюсенькие, которые только что вылупились из гнезда и есть уже настоящие артисты, которые покорили не только Россию, но и Европу, и в этом состоит сложность выбора участников в данном проекте. Но мне интересно”.

В первый же день соревнований проект покинули восемь участников. Слез, конечно, не было, но их лица выдавали искреннюю печаль и разочарование. Пройдя сложные этапы отборочных туров, оставив позади сотни претендентов, многие искренне недоумевали – почему? Но конкурс есть конкурс. Жюри строгое, но справедливое. И, несмотря на яркую индивидуальность каждого претендента, предпочтения судей отдаются красивому и чистому пению. Кстати, телезрители также смогут участвовать в sms-голосовании. Кто знает, может быть, зрительское решение вернет полюбившихся исполнителей со скамейки запасных в основной состав.

Впереди нас ожидают восемь недель увлекательного оперного соревнования. Авторы шоу посвятят несколько конкурсных этапов исполнению арий из опер Моцарта и Россини. В планах устроителей конкурс дуэтов, причем не только участников проекта друг с другом, но и приглашенных со стороны звезд. Кто эти люди, мы узнаем совсем скоро. “Большая Опера” только набирает обороты.

kultura-portal.ru