11.10.2011 | 13:46

Воланд за компанию (Российская газета)

Событием минувшей недели я бы назвал очередное явление на телеканале "Культура" телеверсии "Мастера и Маргариты" в компании ученых-интерпретаторов булгаковского романа. Антисобытием - клонящийся к закату проект "Призрак оперы". В будни можно было без отвращения смотреть детективный сериал "Охотники за бриллиантами". Уикендовский репертуар скрасили юбилейные воспоминания о Евгении Евстигнееве и напоминания о фильмах, в которых он играл. Вызовом со стороны "Культуры" стало новое шоу "Большая опера".

Вызов и ответ

Теперь мы можем воочию сравнивать "оперных призраков" Киркорова, Билана, Лещенко, Валерию, Лорак с реальными оперными артистами, что участвуют в конкурсе на "Культуре" в уникальной программе "Большая опера".
Скажу так: дистанция огромного размера.
На Первом играются в оперу. Там всеми силами и неправдами стирается граница между оперным вокалом и эстрадным пением в пользу последнего. Даром что ли "Призрак", едва начав с оперных арий, дальше стал спускаться по жанровой лестнице со ступеньки на ступеньку - оперетта, мюзикл, романс, итальянская песня... В результате мы видим оперную самодеятельность, которую снисходительно поощряют профессионалы, образовавшие жюри - Любовь Казарновская, Зураб Соткилава и Роман Виктюк.
На "Культуре" поют оперу. Строго говоря, это не шоу, а конкурс - состязание с элементами шоу, под коими я подразумеваю телеведущих Аллу Сигалову и Святослава Бэлзу, их конферанс, а также комментарии членов высокого жюри. Имена тоже высокие - Тамара Синявская, Елена Образцова, Генеральный директор Латвийской национальной оперы Андрейс Жагарс, доцент Академии хорового искусства Дмитрий Вдовин, кинорежиссер Владимир Хотиненко.
Оба жюри авторитетны, да функции у них заметно различны.
Первое напоминает бригаду тостующих на некоем торжестве - столь велеречивы их сказания, предваряющие оценки, столь пафосны их вердикты. "Лещенко! Вы есть сама музыка!!!" - провозглашено Виктюком.
Роман Григорьевич - несомненный чемпион по славословию. Каждая его здравица - отдельное произведение искусства. Прочее на шоу уже не так занимательно.
Вторая коллегия, кажется, всерьез занята своим непосредственным делом - выявлением лучших из лучших, а пикировка с шоуменами, кокетливые реверансы в сторону публики и дирижера Феликса Коробова у них на втором месте. Не знаю почему, но этой судейской коллегии я доверяю. С оценками этих судей я проверяю свои эстетические впечатления и ощущения, словно чувствую себя на экзамене у них.
Противостояние "Призрака оперы" и "Большой оперы" вот в каком отношении поучительно. Высокие и низкие жанры в художественной культуре обречены на сосуществование и даже на взаимодействие, и более того, на взаимопроникновение, но слить их в один котел невозможно. Напрасный труд. Телевидение - великий миксер, но и оно бессильно, как показал вызов "Призрака оперы", ответом на который явилась "Большая опера".
<...>
Когда "более того"...


Телеканал "Культура" не просто еще раз прокрутил в эфире сериал "Мастер и Маргарита". Он предварил ежевечерние его показы лекциями о романе Булгакова. Замечательная придумка - оснастить читаное-перечитаное несколькими интерпретациями его содержания.


...В эфир снова явился Воланд. Помимо знакомой свиты в составе Коровьева, Азазело и Кота-Бегемота в эфир к зрителям пришли трое ученых - Мариэтта Чудакова, отец Андрей Кураев и православный мыслитель Александр Ужанков.


Если Чудакова подробно рассказала о трудностях сочинения романа Булгакова и прохождения его сквозь непроницаемую стену советской цензуры, то два других лектора поговорили с нами о трудностях понимания его с точки зрения канонического православия.


С точки зрения канонического православия, роман Мастера о Пилате - обманный роман. Как и роман самого Булгакова о Воланде. С этим готов поспорить. Но в другой раз.
 

Юрий Богомолов, обозреватель
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5603 от 11 октября 2011 г.