21.06.2013 | 16:02

40 лет назад в прокат вышел фильм Георгия Данелии «Совсем пропащий»

40 лет назад в прокат вышел фильм Георгия Данелии «Совсем пропащий». Экранизацию «Приключений Гекльберри Финна» показывали исключительно на утренних сеансах, хотя дело не в возрасте целевой аудитории – у Данелии история об обществе, где балом правят деньги, получилась совсем не детской. Просто сам режиссёр неосторожно назвал картину «антиамериканской» - и это накануне официального визита Брежнева в США! Визит генсека состоялся, а вот «Пропащему» не удалось уехать на Каннский кинофестиваль, хотя он был отобран для основного конкурса. Словом, создатели ленты пережили не меньше приключений, чем её герои. Рассказывают «Новости культуры». 

«Как писали критики, судьба ленты не была столь успешной в прокате. Объясняется это тем, что все же привыкли к тому, что Гекльберри Финн и Марк Твен - эта детская история, а Данелия создает такое размышление о свободе человеческой личности», - считает киновед, профессор сценарно-киноведческого факультета ВГИК Алла Золотухина.

«Совсем пропащего» Данелия думал снимать в Америке. Планировалось, что Гек Финн вместе с беглым негром Джимом и двумя встреченными на пути проходимцами преодолеют на плоту 650 миль по настоящей Миссисипи. Помешала холодная война. Картину пришлось снимать на советской территории. Американскую реку искали пол года. Дельта Ингула вблизи Николаева оказалась похожей на рукав Миссисипи. Данелия стремился к правдоподобию во всем.

«Построены были декорации, тщательнейшим образом воссоздавая дома- поселки. Когда зашел разговор о необходимости расплачиваться долларами золотыми, американскими XIX века, то они появились в кадре. На «Мосфильм» въехал маленький броневичок, где был кейс, и из этого самого кейса вынули доллары, лодку взяли из музея XVIII века», - рассказывает киновед, профессор сценарно-киноведческого факультета ВГИКа Алла Золотухина.

Гек Финн 40 лет спустя. Сейчас съемочный график Романа Мадянова расписан буквально по минутам. Но именно с фильма Данелии началась его известность. Голубоглазый и толстощекий, на пробах, он казался скорее воспитанником Тети Полли — домашним Томом Сойером, чем босоногим философом Геком. «Совсем не такой!» - решили многие участники группы. Но режиссер знал, что это его Гек.

«Я не знал, как танцевать, я никогда не умел танцевать, и эта замечательная сцена на берегу, когда Гек танцует с трубкой в зубах, Георгий Николаевич подошел и сказал: «Вот один куст, вот второй. Ромка, попробуй. Только в ритм я тебе буду хлопать, чтоб ты понимал по ритму». Ну, и получилось», - вспоминает заслуженный артист России Роман Мадянов.

Исполнителя роли беглого негра Джимма — Феликса Имокуэде - нашли на инженерном факультете Университета Дружбы Народов. Однако студента из капиталистической Нигерии не одобрило руководство студии. Тогда съёмочная группа пошла на хитрость, придумав Имокуэде родителей-коммунистов, борцов за свободу.

Четверо «пропащих» так и не доплыли ни до «свободного штата», ни до конца этой истории. Данелия оставил финал открытым, предоставив публике возможность самой додумать их будущее. Именно таким фильм полюбился не одному поколению зрителей, причем не только в России. Даже американские критики называют «Совсем пропащего» лучшей экранизацией произведений Марка Твена. 

Новости культуры