19.06.2013 | 10:25

Французы пробуют жить по японским правилам

Французский взгляд на образный мир Японии представил на Чеховском театральном фестивале Жозеф Надж, руководитель национального хореографического центра Орлеана. Надж известен и как художник – с 1996 года проходят выставки его скульптур, картин и фотографий. В его спектаклях смешиваются разные виды искусства – живая музыка, танец, пантомима. В итоге на этот раз получилось действо, под таинственным названием «SHO-BO-GEN-ZO». Рассказывают «Новости культуры».

Плетение кос – вот на что это все похоже, шутят артисты. В спектакле их четверо. Жозеф Надж танцует вместе со своей многолетней партнершей Сесиль Луайе. Знаменитая контрабасистка Жоэль Леандр играет на пару с саксофонистом Акошем Селевени музыку собственного их сочинения. Вместе они образует спаянный квартет, который импровизирует – снова и снова – в каждом спектакле. Оттого настрой друг на друга – максимальный. Видеть, слышать и чувствовать партнеров приходится всеми рецепторами.

«Мы работаем вместе с 2004 года, – рассказывает Сесиль Луайе. – Но до и после я танцевала там, где было больше людей – в последнем спектакле – аж 18 человек! А здесь всего четыре человека на сцене. У нас создаются совсем другие отношения – и с Жозефом, и со всеми. Жозеф, он вообще – малоразговорчив. Мало, что говорит или подсказывает. Так что мы самостоятельно настраиваемся друг на друга – тем, что просто вместе».

«В этом спектакле меня интересовала та огромная дистанция, которая существует между давними временами, когда в людях была такая чувствительность, деликатность, они лучше слышали друг друга, – поясняет Жозеф Надж. – И тем, что происходит сегодня. Меня сильно беспокоит, что мир стал очень шумным, очень много звука, агрессивного звука. Это мешает нам слышать друг друга, и мы сами становимся от этого агрессивнее, грубее. А тонкость и деликатность какая-то исчезает из отношений. В мире царит хаос».

Кажется, как раз для того, чтобы наглядно показать, каким деструктивным может быть звук, саксофонист Акош Селевени долго подбирал инструменты.

Здесь и вьетнамский гонг, и контрабас из Трансильвании, и даже гильзы от снарядов – теперь на мирной музыкальной службе.

Знаменитость в мире авангардного джаза и свободной импровизации Жоэль Леандр давно мечтала побывать в Москве с сольным концертом, однако впервые попала только сейчас – в составе труппы Жозефа Наджа. Из обычного на вид контрабаса она достает самые неожиданные звуки.

Название спектакля – «SHO-BO-GEN-ZO» – вслед за музыкой поражает своим звучанием. Это – название основного труда Учителя Догэна – японского мыслителя XIII века, патриарха дзен буддизма. Очаровавшись его учением – Надж, и без того владеющий несколькими техниками японских единоборств, еще глубже погрузился в японскую культуру. Вот и маска XIII века – визуальный атрибут его поисков и находок.
А вот нашел ли французский хореограф ответ на вневременной вопрос: как людям лучше расслышать друг друга – понять можно только из его танца.

Новости культуры