18.06.2013 | 11:17

В Омском музее изобразительных искусств проходит выставка "Окно в Европу"

Текущий год, как известно, является перекрестным годом России и Королевства Нидерландов. В Государственном Историческом музее сегодня открывается масштабная экспозиция под названием «Россия и Голландия. Пространство взаимодействия». Репортаж о ней смотрите в нашем вечернем выпуске. А в Омске в эти дни распахнулось «Окно в Европу». Выставка стала своего рода иллюстрацией к научно-практическому семинару, в котором принимают участие и голландские специалисты. Рассказывают «Новости культуры».

Осетровый клей и мёд. О традиционных рецептах российских реставраторов преподаватель университета Амстердама Кейт Сеймур, после поездки в Сибирь, расскажет своим студентам. С коллегами из Омска делится последними разработками по восстановлению старинных полотен голландских художников.

«Наша миссия сегодня – исправить ошибки предшественников. Раньше реставраторы использовали клей и воду, – говорит Кейт Сеймур. – Но из-за нашего влажного климата работы стали сжиматься. Технологии XIX века, когда стали применять смолы и воск привели к тому, что полотна стали желтеть».

Замешанные на мастике и натуральных смолах старые лаки, которыми голландские художники покрывали свои работы, спустя века превратились в знак голландской школы. Информацию о судьбе полотен соотечественников специалисты фонда культурной инвентаризации Нидерландов уже несколько лет разыскивают в музеях по всему миру.

«Для нас творчество наших художников – это предмет национальной гордости, – отмечает директор Фонда культурной инвентаризации Лия Гортер. – И мы благодарны коллегам из России за чуткое отношение к этим полотнам. Очень важно нам теперь вместе продолжить работу по изучению сибирской коллекции».

Коллекция живописи Нидерландов омского музея насчитывает более полусотни полотен. До революции они украшали интерьеры Мраморного, Царскосельского, Ораниенбаумского дворцов. Вот этот натюрморт Мельхиора де Хондекутера, голландцы его называли «Птичий Рафаэль», председатель Императорского исторического общества Александр Половцев специально заказал для своей дочери. Свадьбы, кабачки, охота и зимние увлечения - развлекательный жанр был в моде не только у фламандской публики.

«Петр Первый очень любил Голландию, не только художественную, но и бытовую, практическую, – рассказывает главный хранитель Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Анна Чернявская. – Он работал на верфи, очень заинтересовался коньками. Первые произведения голландского искусства были посвящены морской теме, морским пейзажам. Петр это очень любил. А затем уже и во время Елизаветы и Екатерины стали собираться коллекции голландского искусства».

Российская знать коллекционировала не только живопись. Чуть ли не на вес золота ценилось знаменитое бельгийское и фламандское кружево. Более десяти лет специалисты омского музея приводили в порядок около ста метров воланов, манжет и пелерин. В XIX веке ажурными аксессуарами российские модницы: княгини Юсупова и Голицына, принцесса Саксен-Альтенбургская, прорубали свое «Окно в Европу».

Все материалы темы Год Россия-Нидерланды>>>

Новости культуры