14.09.2011 | 15:36

"Вечный странник" Сергей Дрейден

«Артист с большой буквы» – так говорят о Сергее Дрейдене его коллеги и друзья. Мастер не привязан ни к одной сцене, он сам себе театр. В каждой роли артист уникален и неповторим. Он не укладывается в рамки привычных амплуа. Это чувствуют и работающие с ним режиссеры, и зрители. Сегодня Сергею Дрейдену – 70. Рассказывают «Новости культуры»

Выпускник Ленинградского театрального института Островского, за свою карьеру он успел поработать, кажется, в десятке театров, создавал собственные экспериментальные моноспектакли, ездил с ними по России и ближнему зарубежью. Сергей Дрейден и сегодня играет на сценах обеих столиц. «Вечный странник» – так называют его коллеги. Cлава артиста, не привязанного ни к одному театральному коллективу, свободного, выбирающего, что играть, с кем и как, закрепилась за ним еще в советские годы. Актер, который находится в постоянном творческом поиске.

«Я когда репетировал с Дрейденом, у меня никогда не существовало второго состава или дублера, потому что это практически невозможно. Если ты берешь в свой спектакль Дрейдена, значит надо выстраивать свою роль на него, ибо никакой другой артист в этом рисунке уже не сыграет», – говорит режиссер Адольф Шапиро.

Чеховский «Вишневый сад» в постановке Адольфа Шапиро, где Сергей Дрейден исполняет роль Гаева, по сей день не сходит с афиш МХТ имени Чехова. С ним же актер работал и над постановкой романа-антиутопии Рэя Бредбери «451 по Фаренгейту» в театре «Et Cetera». Среди его режиссеров – Акимов, Фоменко, Дитятковский. Обладатель «Золотого софита» и двух «Золотых масок», Сергей Дрейден не любит публичности, зато любит делиться опытом с молодыми талантами.

«Сергей Симонович, он обладает такой энергией притягивающей. За ним интересно наблюдать, потому что внутри него что-то такое варится, что хочется там что-то такое угадать, увидеть, получить», – замечает актер Евгений Цыганов.

На киноэкране Дрейден уже более полувека: путешественник маркиз де Кюстен в «Русском ковчеге» у Сокурова, старший медик гвардейского корпуса в ленте «Из пламя и света» у Наны Джорджадзе и жэковский инженер из «Фонтана» у Юрия Мамина. Режиссеры – все без исключения – называют Дрейдена «жесточайшим профессионалом», безжалостным к самому себе.

«В фильме "Событие" по Набокову у него небольшой эпизод, но он там так емок и выразителен. Он так собрал этот небольшой эпизод, выстрел очень большой силы получился. Он играет русского писателя, непонятого, но очень талантливого. Он так мощно собрал этот комок в узком пространстве», – подчеркивает режиссер, сценарист Андрей Эшпай.

Для Дрейдена не важно – главная или второстепенная роль. Ведь он из тех, кто любит и умеет «сочинять» своих персонажей. Эту работу он называет «лабораторной» и, безусловно, знает секрет, как маленькую роль превратить в большую историю.

Читайте также:
Сергею Дрейдену - 70