14.06.2013 | 13:14

Новый монумент на старый постамент!

"Новый монумент на старый постамент" – такое название получил проект, подготовленный столичным Музеоном совместно с Государственным музеем городской скульптуры Санкт-Петербурга. Он приурочен к 95-летию декрета "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции". Юбилей документа, с которого в 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды, отметили фотовыставкой и круглым столом. Рассказывают "Новости культуры".

История несохранившихся памятников царской России и первых лет Советской власти в архивных фотографиях. В павильоне "Школа" рассказывают о "ленинском плане монументальной пропаганды". Идею проекта Ленин почерпнул из утопии итальянского философа Томмазо Кампанеллы "Город солнца". На стенах домов этого города размещались "пробуждающие гражданские чувства фрески".

"Попытка построить новый Город солнца, сделать памятники новым и старым героям. Постаменты памятников служили агитацией наглядной, это была попытка воспитать такого советского гражданина. Совершенно иные, отличные от прежних идеалы", – говорит главный хранитель фондов парка искусств "Музеон" Вера Трахтенберг.

Одним из проектов "ленинского плана" стал снос монументов, "воздвигнутых в честь царей и их слуг". В черный список попало немало шедевров. К примеру, памятник великому князю Николаю Николаевичу итальянского скульптора Пьетро Каноники и "Колонна славы" работы Шварца.

"Очень яркий памятник был. В начале XXI столетия, к 300-летию Петербурга, его восстановили. Но дело в том, что, когда колонна создавалась в честь победы России в Русско-Турецкой войне, она создавалась из пушек, ктоторые были захвачены в боях. Конечно, когда воостанавливали колонну, пушки уже были утрачены", – поясняет начальник экскурсионно-массового отдела государственного музея городской скульптуры Санкт-Петербурга, куратор выставки  Анна Иощенко.

Для осуществления госзаказа привлекали лучших скульпторов: Меркурова, Коненкова, Мухину. Составили список лиц, которым предполагалось поставить памятники: здесь не только революционеры, но и художники, ученые, писатели. Первым монументом, согласно плану, стал памятник Радищеву архитектора Леонида Шервуда.

"Если мы посмотрим на фотографию, то увидим, что памятник был установлен в самом центре города – то есть в проломе Зимнего дворца. Тем самым новая власть хотела показать, что личности, которые боролись с царизмом,  по их мнению, должны находиться в самом центре городов", – продолжает Анна Иощенко.

В первые годы советской власти было установлено около 200 памятников. Однако качественных материалов не доставало, и статуи делали из бетона и гипса. Скульптура Робеспьера в Москве, сделанная из плохого бетона, развалилась через три дня после установки. Правда, говорили, что ее взорвали враги. Теперь противоборствующие стороны  правители и революционеры  встретились и мирно сосуществуют в едином выставочном пространстве.

Новости культуры