13.06.2013 | 10:38

Мэтью Боурн представил в Москве свою версию балета "Спящая красавица"

Мэтью Боурн – фигура в современном мире танца неоднозначная, но уже бесспорная. В Москву на Международный Чеховский фестиваль известный британский хореограф привёз «Спящую красавицу». Этот спектакль завершает трилогию, созданную Боурном на музыку Чайковского. До него были «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Сам Мэтью выступил в «Спящей красавице» сразу в нескольких амплуа – постановщика, хореографа и автора либретто. Рассказывают «Новости культуры».

Мастер удивлять мир, Мэтью Боурн верен себе и на этот раз. В элегантном классическом костюме с маленькими пикантными деталями он привез в Москву примерно такой же спектакль: очень классический для хореографа-революционера Буорна и, кажется, очень русский для англичанина.

За последние 15 лет Мэтью Боурн сделал три интерпретации балетов Чайковского: сначала был «Щелкунчик», потом – ставшая скандальной мужская версия балета «Лебединого озера». И вот теперь привез в Москву последний спектакль трилогии, - «Спящую красавицу», которая далась ему сложнее всего.

«Когда я был здесь два года назад с “Золушкой”, то побывал в доме-музее Чайковского в Клину, – рассказывает хореограф. – Именно в тот день я и решил сделать спектакль, который вы смотрите теперь. Получилось так, что ни над одним спектаклем я не работал так долго и тщательно, как над “Спящей красавицей” – перечитал кучу сказок и книг про сказки. Зато теперь это, пожалуй, самая любимая и важная для меня работа из всех трех Чайковских».

Мэтью Буорн, кстати, искренне верит, что сказки способны многому нас научить, украсить и изменить жизнь к лучшему. И потому никакой остросоциальной идеи в свою работу не вкладывал. Наоборот, сказочный сюжет «Спящей красавицы» сделал еще более сказочным. Растянул действие больше, чем на сотню лет. Чтобы показать историю любви, побеждающую пространство и время, чтобы доказать: и невозможное – возможно. А еще – придумал новых персонажей.

«Для новых персонажей есть две причины, – поясняет Мэтью Боурн. – Одна – любовная, а другая – драматическая. Я придумал садовника Лео, в которого Аврора влюблена. И когда Аврора засыпает на 100 лет, ему нужно придумать, как оказаться живым, к тому моменту, как она проснется – век спустя. То есть любовь должна победить все. Второй персонаж – сын злой феи, который продолжает мстить за обиду матери. Мне хотелось, чтобы было два источника зла, чтобы все были в напряжении – что еще может случиться?»

Зрители делятся впечатлениями:

- Оригинальная постановка, декорации, замечательные.
- Танцуют великолепно, за душу берет.
- При этом с юмором все сделано, все эти танцы такие – такое вот живое, необычно свежо. В общем, правда, здорово.
- Изящно, со вкусом, великолепный балет.
- Очень пластично и современно. И в то же время – очень переживаешь. Хотя там переживать нечего, но переживаешь заново – очень схватывает.

«Я думаю, в хореографии юмор – это очень сложная штуковина, – отмечает режиссер, народный артист России Андрей Житинкин. – А он обладает ею стопроцентно».

Мэтью Боурн, как и раньше, открыт для новых творческих идей, которые могут посетить его в Москве. Когда-то в юности коллекционировавший автографы, теперь сам раздает их по всему миру. Чуть подумав, Боурн признается: представься случай, сегодня просил бы автограф не у кого-то из мира искусства, а у Нельсона Манделы, в котором видит символ свободы нашего времени. Недаром самый близкий ему под духу персонаж «Спящей красавицы» – свободолюбивая Аврора, которая не хочет следовать по заранее предложенному пути. Ее пробуждает поцелуй садовника Лео. Вместе они удалятся подальше от современного мира, в лес, вместе с феями, которые сегодня тоже стали изгнанниками.

Новости культуры