13.06.2013 | 11:03

Сергей Маковецкий отмечает юбилей

Он не охотник, но в числе его трофеев есть и «Чайка», и «Золотой орёл», а также «Ника» и «Хрустальная Турандот». Резкий, экспрессивный и «деликатный артист» – говорят о нем зрители, «идеальный партнёр» – отзываются коллеги. Сергей Маковецкий не любит лишних разговоров с прессой, говорит: «Творчество для меня – тайна. Я стараюсь об этом много не говорить, потому что боюсь – если все словами объяснить, с чем тогда пойдешь на сцену?» Сегодня народному артисту России Сергею Маковецкому - 55. Рассказывают «Новости культуры».

На берегу реки, до середины которой не каждая птица долетит, он теперь бывает нечасто. Но этот вид для Маковецкого в родном Киеве по-прежнему самый любимый. Пока на съемочной площадке перерыв – он хотя бы на несколько минут, но, все же, спешит сюда. По дороге обратно, забывая о ролях, суете, с упоением рекламирует киевские торты.

Режиссеры, кажется, раскусили, чем стопроцентно заманить к себе Маковецкого. С восторгом он на киноэкране говорит, иногда даже поет обо всем, что связано с родиной.

На киноплощадке всегда с хорошим настроением. В театре – перед самой премьерой, когда вся труппа прячется от посторонних глаз, Маковецкий улыбается, играет на камеры. Это в его характере – сомнения, раздражение оставлять за кадром.

«Его установка – на то, что все хорошо, и все будет хорошо и по-другому быть не может, – рассказывает актер Максим Суханов. – Это очень правильная установка, во всяком случае, для человека, который еще хочет работать и хочет что-либо делать с удовольствием».

Приучивший всех к своему постоянному успеху, он, и спустя годы неохотно рассказывает, как будучи заслуженным артистом, снимал койко-место в общежитии. Как в самом начале Константин Райкин на прослушиваниях предложил выбрать другую профессию. Как Олег Табаков просматривал дважды, оба раза на курс не принял. Как потом в театре Вахтангова его почти десять лет не замечали. Как после стычки с руководством и вовсе перевели в рабочие сцены. Именно в этом амплуа Маковецкого наконец нашел его режиссер.

«Я подхожу к театру, зима, а он стоит с кувалдой и разбивает лед? – вспоминает режиссер, народный артист России Роман Виктюк. – “Сережа, шо с тобой?” – “Ой, не кажите, я уж рабочий сцены!” Он по моему настоянию должен был играть Шостаковича, и он сыграл. И сыграл фантастически, когда сын Шостаковича сказал: “Он почувствовал форму души папы”».

Сразу следом за театральной, пришла и киноизвестность. Еще в 92-м его Ильина из «Патриотической комедии» назвали современным дядей Ваней. Но к дяде Ване театральному он будет идти еще 17 лет. Сложным, но неизменно чеховским маршрутом. Сыграет Басова в «Летних людях», после – Коврина в «Черном монахе», будет Тригорин, и наконец, этот образ. Критики о нем до сих пор говорят – «шедевральный».

Его снайперски точными попаданиями в роли восхищаются, им завидуют. Он как будто застрахован от провалов. То криминальный авторитет у Балабанова, то вдруг священник у Хотиненко. Жесткий капитан СМЕРШа у Михалкова и тут же – почти юродивый Душка у голландца Стеллинга. Соглашается на сериалы. И вот, кажется, может оступиться, недотянуть до привычного уровня. В итоге, и к этим работам не придраться.

«Он обладает абсолютно звериной интуицией, – говорит режиссер Сергей Урсуляк. – И я знаю, что он выдерживает любой длины крупный план. Он может думать при этом, про что угодно. Но ощущение и у меня, и у зрителя, что он думает именно о том, о чем мы с ним договаривались».

В театре он теперь еще и Онегин. В жизни тоже – словно лондонский денди – любит дорогие костюмы, комфорт. Чтобы позлить «доброжелателей» себя иногда представляет – «самый непредсказуемый и талантливый». Те, кто знают его лично, говорят – это шалости. Маковецкий и в 55 остается ребенком, который очень любит играть.

К юбилею артиста наш телеканал подготовил несколько передач. В субботу, 15 июня, в 18.35 смотрите художественный фильм «Патриотическая комедия», а сразу по окончании – программу «Белая студия».

Новости культуры