11.06.2013 | 11:57

Реставрационный центр имени Грабаря отметил 95-летие

Старейшее реставрационное учреждение России, Всероссийский художественный научно реставрационный центр имени Грабаря, накануне отметил 95-летие. Воскрешать реликвии ему доверяют лучшие музеи страны и владельцы частных собраний. Его называют местом высокой реставраторской культуры. Три года назад центр повторил судьбу некоторых своих подопечных, произведений искусства, – его мастерские были сильно повреждены пожаром. Сейчас немногое напоминает о последствиях той стихии. Здесь каждый сотрудник – художник, историк, микробиолог, химик, просто интеллектуал. Рассказывают «Новости культуры».

Через ее руки прошли картины Васнецова, Шишкина, Врубеля... Юлия Савкова, мастер по восстановлению графики, когда-то сама хотела стать художником, но однажды, попав сюда, уже не смогла уйти. Спустя 20 лет работы она называет реставрационный центр имени Грабаря своим вторым домом.

«Меня пробовали так – дали мне вещь, – вспоминает Юлия Савкова. – Самое трудное в тонировках это небо. Разрушенное небо. Если соберешь это небо – будешь реставратором если не соберешь… Но я собрала».

Специалистов крупнейшей российской «реанимации искусства» знают во всем мире. Во время наводнения во Флоренции десант местных мастеров был отправлен спасать от наводнения итальянскую живопись. В 80-е сюда привозили картины из сгоревшего музея города Грозного.

«Это холст и на нем угли. То есть изображение даже не видно, – рассказывает генеральный директор центра им. Грабаря Александр Лессовой. – И вот наши специалисты разработали технологию по восстановлению красочного слоя. Этот процесс очень долгий, кропотливый».

Процесс не менее длительный – восстановление керамики. Даже применение новейших технологий его не ускоряет. Процесс его восстановления напоминает собирание паззла..

Войны, стихийные бедствия и время – не единственные враги произведений искусств. Специалисты центра Грабаря спасли сотни предметов, пострадавших от «кустарной реставрации».

Если приглядится, на этой тарелке видны следы склейки – это выдает музейную, а не коммерческую реставрацию. Когда антикварную вещь готовят к продаже, ее стараются восстановить так, чтобы она выглядела как новая, при этом зачастую уничтожая работу автора. А здесь – главный принцип – минимальное вмешательство в подлинник, поэтому разница между родными частями и новыми фрагментами даже должна быть заметна.

День рождения старейшего реставрационного центра 10 июня, но праздничную выставку откроют только в сентябре. Экспонаты для неё предоставят сотни российских и зарубежных музеев.

Новости культуры