11.06.2013 | 10:10

Музыка к шекспировскому "Сну в летнюю ночь" прозвучала на фестивале "Владимир Юровский дирижирует и рассказывает"

Название открывшегося сегодня цикла просветительских концертов - «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает», обращает внимание на то, что невозможно одной фразой описать все качества и навыки дирижёра. Он должен быть в некотором роде инженером, уметь читать чертежи произведения, партитуры, разбираться в психологии, обладать организаторскими способностями и задатками лидера. Его ещё называют учителем оркестра, и, как следствие – учителем публики. Именно эта, просветительская функция объявлена главной в нынешнем мини-фестивале. Накануне состоялся первый концерт, телеверсия которого скоро будет показана на нашем телеканале. Пожалуйста, следите за программой передач. Рассказывают «Новости культуры».

В зале зажжен свет, публика еще рассаживается, а на сцене уже играет оркестр, звучит музыка Перселла. Владимир Юровский то дирижирует, то играет на клавесине, то руководит оркестром из-за клавесина. Сыграв несколько фрагментов, он повернулся к залу и превратился в рассказчика. Оказалось, что именно так и начинались спектакли в театре в эпоху барокко. В ложах еще продолжали ужинать, а действие уже шло полным ходом. Барочный театр – прежде всего, был призван развлекать.

«Королева фей Перселла – уникальный случай, когда достаточно бесстыдное расточительное, я бы сказал, коммерческое отношение к искусству сочетается с искусством высочайшего калибра, – рассказывает Владимир Юровский. – Музыка заслуживает того, чтобы называться гениальной и бессмертной, а спектакль частью которого музыка стала, был еще почище некоторых современных мюзиклов или цирка Дю Солей».

К музыке Владимир Юровский и Госоркестр отнеслись с полным уважением. Впервые за всю свою историю коллектив обратился к исторически информированному исполнительству, освоил особый барочный стиль игры. В оркестре появились старинные инструменты.

«Меня радует, насколько гибкими оказываются музыканты нашей очень традиционной школы, не сталкивавшиеся с барочной музыкой, – отмечает Владимир Юровский. – Насколько они быстро на лету схватывают ее стилистические особенности, что подтверждает, что хороший музыкант найдет общий язык с любым стилем».

Вслед за фрагментами оперы «Королева фей» по комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» Госоркестр исполнил музыку Мендельсона к этой же пьесе. Их разделяет полтора века. И отношение к Шекспиру.

«Мне кажется, отношение к Шекспиру в барочный период было более земным, иногда грубоватым, но и более чувственным, – говорит Владимир Юровский. – В то время как отношение романтическое было более целомудренное, более возвышенное, но в каком-то смысле обкрадывало Шекспира, отнимая какую-то важную часть его существа».

Музыка Мендельсона звучала с шекспировским текстом. Для этого пригласили Аллу Демидову, актрису, которая много и с удовольствием читает с оркестрами. Алла Сергеевна изучила все существующие варианты перевода этой комедии с весьма запутанным сюжетом.

«В современном переводе все ясно, но ушла тайна, – считает Алла Демидова. – У Лозинского тайна есть, но сложно для восприятия ухом. Для глаз – хорошо, для уха – тяжело. Поэтому я пыталась скомпоновать что-то свое».

В результате получилась оригинальная композиция, которая позволила и музыку Мендельсона лучше понять, и иначе прочувствовать текст Шекспира.

Новости культуры