10.06.2013 | 19:31

В Москву привезли шедевры прерафаэлитов

Музей изобразительных искусств имени Пушкина был задуман как просветительский и на протяжении всего своего существования эту миссию выполнял. Привозные выставки на Волхонке часто знакомили публику с теми страницами в истории мирового искусства, которые советское искусствоведение предпочитало "перелистывать". Первая в России масштабная экспозиция прерафаэлитов в Пушкинском – в этом же ряду. "Прерафаэлиты: викторианский авангард" – это более 80 работ из музеев и частных коллекций Великобритании и США. Выставка уже имела успех в Лондонской Tate и Вашингтонской национальной галерее. Рассказывают "Новости культуры".

Этой выставки директор Пушкинского музея Ирина Антонова ждала 20 лет – можно подождать и еще несколько минут, пока соберутся все участники. Галерея Tate Britain привезла в Москву искусство, которое, попадая на выставки на континенте, всегда вызывает там ажиотаж зрителей. Сами англичане относятся к нему с неподдельным пиететом. Прерафаэлиты – одна из главных страниц истории искусства Великобритании.

"Это вторая в истории Tate наиболее посещаемая выставка. Я бы очень рекомендовала ее посмотреть. Это первый раз, когда прерафаэлитов привезли в Россию. И кто знает, может быть, последний. Это очень дорогие картины, они редко покидают Tate, поэтому я рекомендую не упустить такую возможность", – говорит куратор выставки Элисон Смит.

Большую половину экспонатов англичане отпустить в Москву так и не решились. Аналогичная выставка в Лондоне состояла из 200 экспонатов, в Пушкинском же музее представлено меньше сотни. Но и того, что привезли в Москву, с избытком хватит, чтобы составить представление об этом искусстве. Братство прерафаэлитов в 1848 году основали 7 молодых английских художников. Они отвергли академические доктрины, чтобы явить миру совершенно новое искусство. Для наглядности кураторы выставки в начале экспозиции поместили классическое полотно Боттичелли – чтобы было понятнее, какие эстетические идеалы исповедовали прерафаэлиты. Образы они искали в живописи итальянского Возрождения, а в реалистичности изображения почти состязались с фотографией. 

"Я так не люблю называть, пальцем указывать на какую-то картину. Я хочу сказать, что мне симпатична такая романтическая настроенность британской живописи, с одной стороны, и очень сильное театральное начало. Ну, мы знаем, что такое английский театр, что вообще театр значил для культуры и искусства этой страны", – отмечает директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.

Выставка состоит из тематических разделов. Картины на религиозные сюжеты: например, "Благовещение Марии". Рядом  юный Христос с Марией в мастерской Иосифа. Есть пейзажи, картины, посвященные труду. К примеру, полотно Генри Уоллиса "Дробильщик камней" – эта тяжелая работа была в Англии уделом бедняков в сельской местности. Отдельная экспозиция посвящена декоративному искусству (шпалера "Поклонение младенцу" из Мертонского аббатства). В целом, работы прерафаэлитов отличает превосходное знание традиций классического искусства вкупе с яростным желанием эти традиции разрушить. 

Новости культуры