15.09.2011 | 10:39

Уникальная выставка в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В столице открылась выставка произведений, которые хранятся в запасниках центрального музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева. Название выставки «В земле российской просиявшие» перекликается с названием православного праздника. Представлены почти три сотни образцов иконографии: иконописных, в медном литье, золотом шитье и ростовской эмали. Разнообразны жития изображенных святых, неравна их известность у паствы, но все они считаются небесными покровителями России, а их подвиги – образцом веры и служения. Рассказывают «Новости культуры».

Геннадий Попов помнит, как двадцатичетырехлетним привез из экспедиции в село Ямкино Московской области образ преподобного Кирилла Белозерского. Сегодня в коллекции Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева весь пантеон российской святости. От житийного образа преподобного Сергия Радонежского 1510 года, писанного мастером Феодосием, сыном знаменитого Дионисия, до акварели Васнецова, изобразившего святителя Алексия Митрополита Московского. Есть среди этих образов более узнаваемые, популярные.

«Все эмигранты, уезжая на Запад после 17 года, везли с собой образ Серафима Саровского», – говорит Геннадий Попов.

Есть и менее известные - святой Нил Столбенский, вологодские святые Ефимий и Харитон Сянжемские, святитель Стефан Пермский и преподобный Адриан Пошехонский – их изображения встречаются реже образов Сергия Радонежского или Серафима Саровского. Но история церкви - не история звезд.

«При нашем огромном пространстве и пустынном пейзаже, вот эти все отшельники, молитвенники за отечество – они, конечно, сделали великое дело, – рассказывает Попов. –В конце концов, еще в пределах XVII века русские миссионеры дошли до Владивостока».

По ходу они строили монастыри, основывали скриптории и мастерские, вокруг монастырей вырастали населенные пункты. Россия деревянная превращалась в Россию белокаменную, христианскую, образованную. Вот редкое изображение святых на фоне освященной земли – Прокопий и Иоанн Устюжские, за ними план города Устюг. Икона поступила в музей недавно – дар Марфы Андреевны Покровской, выставляется впервые. Не менее редкий образ – с невероятно окладистой бородой – Преподобный Максим Грек – переводчик, публицист, просветитель приехал в Россию из Греции, учился в Италии, много сделал для российской книжности, но попал в опалу, на родину так и не отпустили. В каждом образе история не только церкви, но и государства. И образов этих на выставке «В земле российской просиявшие» не мало.

«Несмотря на то, что зал кажется маленьким - здесь разместилось 283 предмета», – говорит ученый секретарь Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Наталья Комашко.

Среди них есть свои шедевры, вроде подписной иконы: «Святители Федот Киринейский и Арсений Епископ Тверской» кисти Егора Грека. А есть массовые – паломнические реликвии. «Шестоднев», выполненный мастерами из Палеха, эмали Ростова Великого, старообрядческое медное литье, деревянная резьба Киева и Сергиева Посада, вышивка, книжная графика. «В земле российской просиявшие» - энциклопедия не только святости, но и мастерства.