07.06.2013 | 10:17

В Третьяковской галерее открылась выставка Густава Клуциса

"Право на эксперимент". В Третьяковской галерее открылась выставка работ лидера конструктивизма, мастера политического плаката Густава Клуциса. В камерной экспозиции представлено более 60 рисунков и произведений авторской печатной графики. Органичной частью выставки стал своеобразный кинозал, где демонстрируется документальный фильм, рассказывающий о художнике. Малоизвестное наследие крупного авангардиста изучили корреспонденты «Новостей культуры».

Об этом мастере говорят: он обладал очень твердой рукой. Его линии всегда шли четко. С помощью чертежных инструментов – рейсфедера, линейки – Густав Клуцис создавал невиданные для тех времен конструкции и формы.

«Когда мы смотрим на его эскизы, на его рисунки, на его графические работы, мы понимаем, что многое из того, что мы видим, нам сейчас кажется обыденным и привычным, – говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Но нужно сказать, что именно тогда, в те годы эти идеи родились.
ЗК: Он будто предвидел компьютерную графику. Одним из первых Клуцис смог передать объем и глубину конструкций».

«Вы посмотрите, какое движение, – показывает куратор выставки Татьяна Зелюкина. – Вот сейчас оно в кинематографе очень активно используется, вот этот маленький человечек и вокруг вселенная. Или же вот эта глыбина цивилизации, уходящая туда вовнутрь».

Весь свой талант и новшества Густав Клуцис применил в искусстве «производственном». Преданный коммунист, он искренне ждал преобразования мира и человека. Был одним из организаторов объединения плакатистов «Октябрь». Оформлял клубы, революционные празднества, крупные советские выставки. Здесь десятки его эскизов и проектов ораторских трибун и агитационных установок.

«Это его новаторство, которое отражает, конечно, и само время и вот этот энтузиазм, в который они все очень верили, – отмечает Татьяна Зелюкина. – Потому что эти радиорупоры, они должны были пропагандировать советскую власть, речь Ленина, призывать к новым поискам».

Густав Клуцис соединял в основном два цвета – красный и черный. Считал, что это самое выразительно сочетание. Фотомонтажное панно под названием «VIII чрезвычайный всесоюзный съезд Советов и конституция СССР» – для парижской выставки 37-го. Но в следующем году судьба художника трагически оборвалась.

Когда в 38 году за ним пришли военные, он побледнел, но сказал жене, как многие тогда говорили: «Не волнуйся, это недоразумение». Но через пару недель его расстреляют, обвинив в контрреволюционной деятельности. Клуцис был уничтожен той самой системой, на пропаганду которой проработал всю свою жизнь.

Новости культуры