06.06.2013 | 19:42

К юбилею фильма "Мы из джаза"

30 лет назад на экраны Советского Союза вышел фильм Карена Шахназарова "Мы из джаза" и сразу же стал хитом кинопроката. Это оптимистическая история о том, как любовь к почти запрещенному в СССР музыкальному направлению победила все бюрократические препоны. И о том, что все обязательно получится, если предан любимому делу. В преддверии юбилея картины, вошедшей в золотой фонд отечественного кино, на "Мосфильме" , где выставлены редкие кадры со съемочной площадки фильма, побывали "Новости культуры".

Фильм "Мы из джаза" отмечает юбилей. 30 лет с экранов не сходит история о том, как студента Одесского музыкального техникума Костю Иванова, выбравшего джаз, выгоняют из учебного заведения. А он не падает духом – создает свой джаз-банд, который, преодолев многочисленные препятствия, становится знаменитым. К юбилею картины на "Мосфильме" открыли фотовыставку с кадрами из фильма.

"Это в Одессе, это вообще, по-моему, первую сцену мы снимали, вот этот вот чемоданчик. Вот это вообще первые съемочные дни были", – демонстрирует режиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", заслуженный деятель искусств России, народный артист России Карен Шахназаров

Комментируя фотографии 30-летней давности, Карен Шахназаров признается, а ведь перед началом работы над фильмом "Мы из джаза" собирался попрощаться с кино. 

"У меня был такой сложный период. Все, кто работал на этой картине были, как сейчас молодежь говорит, такие "лузеры". То есть вообще были не очень удачливы в тот момент", – признается Шахназаров

Все в свои руки взяла госпожа судьба. По телевизору Карен Шахназаров увидел программу о Леониде Утесове. Позвонил другу и сценаристу Александру Бородянскому с идеей снять фильм о пионерах джаза. Вот только ни один, ни второй об этом жанре толком ничего не знали. 

"Первым, кому позвонили, был Утесов. Я говорю, вот мы там хотим написать "Пионеры джаза", а он говорит: "В СССР джаза не было, и встречаться с вами не буду", – продолжает режиссер.

Джазмены, в числе которых Александр Варламов, разрушили и миф о том, что Одесса – родина советского джаза. Скорее, это Москва и Ленинград. И тот самый Колбасьев действительно существовал. Первому советскому теоретику джаза настоящую фамилию оставили, но легенду про Одессу все же решили поддержать. Туда и отправились писать сценарий, вооружившись историями Варламова. Это он рассказал создателям картины, как зарубежная певица приехала учиться в СССР, а советские джазовые музыканты ее перехватили. 

Встречу зарубежной звезды Клементины Фернандес снимали на Рижском вокзале. Команда "мотор"… И вдруг появляется администрация вокзала с требованием прекратить работу. В стране траур – скончался Леонид Брежнев. А на Рижском вокзале звучит веселая музыка, необходимая для съемок. С вопросом, что делать, Карен Шахназаров позвонил директору "Мосфильма". Тот ответил, что съемки продолжать, только музыку сделать потише. Так и поступили.

Трудились в буквальном смысле до седьмого пота, спустя 30 лет признается Игорь Скляр. Молодой актер, а на тот момент и военнослужащий-срочник в кавалерийской форме случайно попал в поле зрения режиссера. Они столкнулись с Шахназаровым на "Мосфильме". Уже на следующий день Скляр с партнерами разыгрывали одну сцену за другой.

После настоящие музыканты будут принимать этих джазменов за своих. 

"Там есть очень много кадров, где на среднем плане я сам играю. Мне потом музыканты даже говорили: "Надо же, вы музыкант и вот так еще как артист можете сыграть". На самом деле, я не музыкант, но учил правую руку практически в ноль", – говорит Скляр

Как кинокомпозитор в фильме дебютировал тогда один из самых молодых и уже успешных бэнд-лидеров Анатолий Кролл. Он создал для фильма и все аранжировки.

"Мы из джаза" в СССР назвали лучшей картиной 1983 года, дипломами и наградами отметили за рубежом, полюбили зрители 46 стран, оценили профессиональные музыканты. 

"Музыканты многие музыкальные фильмы вообще не восприняли, а здесь они восприняли фильм как свой. Потому что все, что там рассказывается, они пережили в своей личной жизни. Я один из них", – заверяет джазовый дирижер, композиор, пианист, аранжировщик, народный артист России Анатолий Кролл

Не знавший ничего о джазе Карен Шахназаров тридцать лет спустя – знаток и ценитель этого жанра, член жюри "Большого джаза" – уникального проекта телеканала "Культура", соревнования молодых джазовых исполнителей.

На перекрестке круглых дат – 90-летия российского джаза и легендарного нью-йоркского Cotton Club, где выступали все звезды джаза классического, Карен Шахназаров отмечает юбилей фильма, что с первых кадров захватывает и по сей день. 

Новости культуры