06.06.2013 | 12:28

"Формула времени" Всеволода Тарасевича в Мультимедиа Арт Музее

В столичном Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Всеволод Тарасевич. Формула времени». Она задумана как часть сразу двух программ – «История России в фотографиях» и «Классики российской фотографии». Всеволод Тарасевич – это фотограф с передовой. И в Великую Отечественную был на передовой, когда, по его словам, жили без света, и плёнки вместо обычных девяти минут приходилось проявлять около полутора часов. Потом, в 50-е, был одним из первопроходцев по территории цветной фотографии. С 1961 года – он был в числе первых и главных фотокорреспондентов Агентства печати «Новости». Многие снимки он делал, словно подглядывая, и как никто другой чувствовал символизм кадра. Рассказывают «Новости культуры».

Эта выставка о периоде конца 50-х – середины 70-х годов. Когда наука и образование ещё были главными ценностями. На них работала вся государственная машина. Наукограды тогда росли как грибы. И советские ученые часто получали Нобелевские премии. Заголовки в прессе пестрели словами «мирный атом», «кибернетика» и «генетика». Время новых людей, названное Борисом Слуцким «временем физиков и лириков».

«Здесь все совпало, – говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. – Посмотрите, все эти люди бесконечно жестикулируют. Как они думают, как Тарасевич снимает их глаза… Среди миллионов, кто снимал в это время эту тему, так, как Тарасевич не снял никто, потому что он был оттуда, он был этот вечный студент, которому все время хочется новую информацию, которому важно создать новый тип съемки».

Классик советской фотографии Всеволод Тарасевич свои первые снимки сделал еще в школе. В Великую Отечественную был фотокорреспондентом. Затем большую часть жизни проработал в одном из самых влиятельных в СССР Агентстве печати «Новости». Его фотографии печатались в крупнейших журналах Советского Союза – «Огоньке» и «Работнице». Отснятый на цветную пленку, снимок «Поединок» – это единственный срежиссированный фотохудожником кадр, и получился он безупречно. За работу в 63-м Всеволод Тарасевич получил приз World press photo. Зритель увидел его только в черно-белом варианте, это было условием мастера. Снимок с ученым стал символом той эпохи.

«Посмотрите на снимок Тарасевича, который стал абсолютной классикой, – говорит Ольга Свиблова. – Это то, что стоит за нами, эти формулы, из которых складывается Вселенная, и надо понимать мы – частички этой Вселенной, но мы – важные частички».

Ученые, которые целыми днями напролет сидели в лабораториях, по ночам читали Чехова и Вознесенского. Мастеру удавалось ловить моменты, когда их лица и глаза горели одухотворённым светом.

Синхрофазотроны, импульсные генераторы, экспериментальные залы. За взрывом научной мысли и технического прогресса стоит человек – главный герой фотографий Всеволода Тарасевича. Об этом кадре автор говорит – «пустяковый, но тему отражает точно». На фоне здания МГУ, где окна тоже парами, он и она – основа основ

Сегодня, когда общество задается вопросами, как выстроить эффективную систему образования, как развивать науку, где искать подлинные ценности, эта выставка, по мнению организаторов, особенно актуальна.

Новости культуры