04.06.2013 | 15:47

В Академии художеств - выставка "романовских" икон

Впервые в Москве представлены старообрядческие иконы, так называемые "романовские письма". Увидеть их можно на выставке в Российской академии художеств. Экспонаты, их около ста, из музейных собраний и частных коллекций. Эти исключительной красоты иконы были впервые открыты в дореволюцинное время академиком Николаем Лихачевым. Затем на долгое время забыты, поэтому традиции старообрядческих мастеров до сих пор мало изучены искусствоведами. Рассказывают "Новости культуры".

Об этих иконах старообрядцев, живших в Романове-Борисоглебске два столетия назад, еще недавно знали только узкие специалисты и опытные коллекционеры. В советское время город переименовали в Тутаев, иконы оказались в музеях, а некоторые на Западе. Про само направление "романовских писем" вспомнили только в 1990-е. Тогда-то и выяснилось, что историки русской иконописи прошли мимо целого явления.

"Иконы все аналойного размера, небольшие. Это отвечает специфике староверов, которые где-то в скиту, в глуши, в аскезе трудились. И они предназначались чаще всего для молелен, на частные заказы своим собратьям по вере – беспоповцам, поповцам. Но были заказы и для храмов", – поясняет старший научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника Ирина Хохлова.

Все представленные на выставке иконы датируются рубежом XVIII – XIX веков. Расцвет романовских писем. К этому времени в русскую иконопись уже повсеместно проникло западное влияние. Романовские же иконописцы не отходили от своих канонов: образы создавали по старым прорисям, переходившим из поколения в поколение, имя Иисус на иконах писали с одной буквой И, святых изображали с двоеперстием. Однако, несмотря на это, иконописцы-старообрядцы все же не избежали влияний времени: романовские письма – это сплав ярославской и костромской иконописных школ с элементами барокко и классицизма.

"Староверы не писали темным по светлому. Они сначала брали самый темный тон, а потом постепенно-постепенно слоями высветляли и последними наносили уже самые светлые места. А современные иконописцы, в том числе и греческие, средний тон берут, часть вытемняют, а часть высветляют. А это принципиальный духовный подход – темным никогда писать по светлому нельзя", – говорит атаман Рогожской казачьей станицы Дмитрий Власов.

Большую трудность для ученых до сих пор представляет определение авторства. Поэтому среди романовских икон очень много безымянных. Спас – одно из редких исключений. На оборотной стороне сохранилась подпись иконописца Дмитрия Козлинского. 

"Я ее нашел в одной немецкой галерее, она находилась в частном собрании владельца и не была выставлена на продажу. Стоило очень большого труда уговорить его расстаться с ней. Но, увидев такой образ, невозможно было не предпринять усилий, и очень приятно вдвойне, что икона вернулась на родину", – отмечает коллекционер Александр Шаров.

Романовские иконописцы-старообрядцы часто изображали древних святых, мучеников первых веков христианства. Намекая на гонения, которые сами претерпели за веру. Но многие символы, зашифрованные на иконах, и сегодня понятны лишь посвященным. 

Новости культуры