04.06.2013 | 11:35

В "Новом Манеже" открылась выставка "Камень. Ножницы. Бумага"

«Театр и его границы: где они сегодня проходят и есть ли они вообще?» – это тема одной из творческих встреч режиссёра Дмитрия Крымова. Обсуждение запланировано в рамках выставки, которая открывается сегодня в «Новом Манеже». Строго говоря, экспозиция «Камень. Ножницы. Бумага» – сама уже является ответом на поставленный вопрос. Рассказывают «Новости культуры».

Здесь нет привычных для подобных выставок макетов и фрагментов декораций, костюмов, фотографий с репетиций и премьер. «Камень. Ножницы. Бумага» – тотальная инсталляция, образ мастерской художника. Нетривиальный подход – это в духе лаборатории Дмитрия Крымова.

«Мне кажется, что для любого зрителя это ощущение страшно важное, когда ты не знаешь, что тебя ждет впереди, когда, заглядывая в каждый ящичек, видишь свой секрет, говоришь “ах!” и, видя все вместе, не понимаешь что и как и трактуешь по-своему», – говорит арт-директор Музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак.

Зрителя будто допускают к сакральному – творческому процессу, акту создания спектакля. Все можно потрогать, покопаться в ворохе бумаг, послушать записи и даже выпить чая.

«Все открыто, и нет границ между работой, производством и продуктом, – рассказывает художник Мария Трегубова. – Мы к этому стремились, чтобы на выставке был виден процесс работы».

Эта выставка – почти спектакль. Работая над ним, Крымов и его лаборанты оставались верными своему кредо: «визуальные символы воздействуют на зрителя куда сильнее, чем логично выстроенный сюжет». Главное – не рассказать в деталях, передать атмосферу процесса и результата, показать, как работает лаборатория.

«Это стиль размышления, которым мы идем, когда берем какую-то тему, – рассказывает Дмитрий Крымов. – Ходим кругами, я вот говорю, никогда не решайте задачу буквально, ходите кругами-кругами. Это как праща, она наращивает, наращивает, и когда ее кинут, то она ударяет сильнее, чем просто кинуть камень».

«Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля» – бунинская проза на языке современного театра. В качестве символа спектакля – куклы, найденные художниками на разных барахолках мира. Инсталляция по мотивам «Снов Екатерины» – это путь героини из дома к обрыву, к финалу, грозе. «Тарарабумбия» – театральное шествие к 150-летию Чехова. В 2009-м поздравить юбиляра пришли все его герои.

Еще одна особенность этой выставки – рядом с каждой инсталляцией подлинные предметы и материалы из собрания Бахрушинского музея, как иллюстрация связи современного театра с истоками.

«Так возникла идея столов ящиков, которые каждый человек может открыть и увидеть исторические материалы, – говорит куратор выставки Дмитрий Родионов. – Например, архив Карла Вальца, главного машиниста и декоратора Большого театра, который любил спецэффекты и был главным человеком по наводнениям, землетрясениям и пожарам. Поэтому логично, что этот архив мы представили в “Сне в летнюю ночь”, потому что они там присутствуют».

Экспозиция постоянно менялась, даже перед открытием выставки авторы добавляли новые элементы. Атмосфера реальной, пусть и очень необычной мастерской, в которой постоянно что-то происходит, заставила авторов всерьез задуматься: может, стоит продолжить работать здесь на протяжении всего времени, пока будет длиться выставка.

Новости культуры