03.06.2013 | 12:00

В Сочи открылся 24-й "Кинотавр"

Лето начинается с кино – минувшим вечером в Сочи открылся 24-й Кинотавр. Прежде чем смотреть кино, вспомнили тех, кто ушел в этом году: минутой молчания почтили память Алексея Германа, Алексея Балабанова, Петра Тодоровского. В этом году в конкурсе «Кинотавра» на редкость много новых имен: из 12 картин пять – дебюты. И впервые помимо профессионального жюри будет работать и жюри кинопрокатчиков. А их приз – лучшая дорога к зрителю. С черноморского побережья – репортаж «Новостей культуры».

Синяя как черное море, желтая как сочинское солнце – в два фирменных цвета фестивальная дорожка. Зимний театр в эти дни – главный кинотеатр страны. Сочи этого ждали целый год. Дмитрия Дюжева не отпускали – фотографировали бабочку в цвет платья, Виктора Сухорукова ловили под летним зонтом. Станислав Говорухин зрителям улыбался, но от журналистов сразу же скрылся – в первый фестивальный уикэнд Кинотавр давал его «Weekend».

По мотивам «Лифта на эшафот» французского писателя Ноэля Калефа, но сценарий Говорухин написал сам, действие перенес в современную Москву, фильм сделал черно-белым. Уже показал его коллегам по Госдуме, теперь наконец-то коллегам-кинематографистам, но перед прессой отчитывался сыгравший в фильме следователя Виктор Сухоруков.

«Даже не читая сценарий, согласился его сыграть, – говорит Виктор Сухоруков. – А потом пройдет время, и он меня спросит, раскуривая трубочку: “Ну, как ты решил играть своего следователя?” – “А никак, буду играть Жан Габена”. И он ехидно отреагировал – “под Коломбо косить хочешь”. Поэтому у меня получилась очень красивая, интересная роль. На мой взгляд, несмотря на то, что этих следователей сегодня много, мой – самый лучший следователь».

«Weekend» на «Кинотавре» только смотрят. Судить будут другие – конкурсные фильмы. Сочи узнает, как ждут конца света в деревне, какие тайны скрывают жители мегаполиса, в который раз увидит изнанку российской действительности. 12 фильмов – и каждый все-таки должен найти своего зрителя.

«Кинотавр» этому посвятил целый мюзикл на открытии – и пусть на сцене, но заставил встать с дивана того, кого так трудно заманить в кинотеатр. Сочи услышали крик души российского кинозрителя.

Кто выиграет эту схватку, цифры бокс-офиса или искусство, мейнстрим или артхаус? Правда, заметили – без зрителя у всех будет хаос. Авторское, фестивальное и зрительское, могут быть вместе – заявил Александр Роднянский, ведь именно призеры «Кинотавра» Михаил Местецкий и николай Куликов – авторы сценария «Легенды №17» – этой большой победы в российском прокате.

«Уникальной особенностью этого “Кинотавра” становится наше желание доказать, что территория авторского кинематографа, столь важная для нашего фестиваля, давшего жизнь целым поколениям замечательных молодых российских авторов и территория жанрового зрительского кино, о необходимости которой так много сегодня пекутся и выступают, не стали востоком и западом а являются единой территорией», – говорит Александр Роднянский.

Первый почетный приз – Александру Митте, зал его встречал стоя - режиссер, кажется, этого не ожидал, смущался и признался: жаль не приготовил речь заранее. Целую неделю он теперь вообще не будет давать интервью: Митта председатель жюри, в его компании впервые в истории Кинотавра кинокритики.

«Моя беда, что я очень доброжелателен, – признается Александр Митта. – Мне все нравится, кроме своих картин. В своих картинах я строг, а к чужим у меня очень широкие вкусы».

«Я не строгий, я очень назойливый и навязчивый, – говорит кинокритик Антон Долин. – Я обычно, как настоящий критик, всем навязываю свое мнение, кинематографистам в том числе. И у меня, как у работника радио, развита способность к назойливой аргументации. Людям легче согласиться, чем настаивать на своем».

Пока большое жюри смотрит и судит фильмы внутри Зимнего театра, снаружи – на площади – работает своя экспертиза: в этом году фестиваль учредил новый приз – зритель теперь тоже оценивает фильмы, те, которые уже были в прокате, теперь в Сочи их крутят под открытым небом.

На «Кинотавре» в этом году столько темных лошадок, что предсказать результаты забега пока не рискнет ни один кинокритик. Много дебютов, но есть и тяжеловесы. Имена, которые когда-то открыли Сочи, теперь знают и Канны. За семь дней здесь покажут то лучшее, что за год появилось в отечественном кино.

Новости культуры