03.06.2013 | 19:52

Специалисты подвели итоги реставрации в Большом

Реставрация и реконструкция Большого театра стала беспрецедентным в своем роде проектом. И детали этой шестилетней эпопеи продолжают обсуждаться в профессиональном сообществе. Например, такая сложная материя, как воссоздание декоративных тканей для исторических интерьеров театра по ручным технологиям XIX века. О том, какой объем работ скрыт за драпировками, сегодня рассказали на пресс-конференции. Рассказывают "Новости культуры".

На эту конференцию собралось международное сообщество реставраторов подвести итог многолетней работы и осмыслить результаты научной реставрации в Большом. Реставраторы не только боролись за старину интерьера, но и решали проблемы противопожарной безопасности.

Архитектор Элизабетта Фабри из Италии за реставрацию Ла Скала награждена Орденом Почетного легиона – эксперт экстра-класса здесь специальный гость. Она помнит Большой до реконструкции – есть с чем сравнить. 

"Здесь многое разрушалось, было больно смотреть на умирающие прекрасные интерьеры. Сейчас все иначе. Ведь главная цель реконструкции – воссоздание старинного облика. Не отдельно взятых деталей, а все в совокупности", – отмечает она.

14 тысяч метров уникальной ткани сделала итальянская фирма Рубели. Лоренцо  представитель четвертого поколения семьи Рубелли  развивает компанию, основанную в 1858 году его прадедом. Реставрировали Ла Фениче в Венеции, Ла Скала в Милане, Сан-Карло в Неаполе. Проект в Большом считают самым грандиозным. 

"Для изготовления ткани мы использовали негорючее волокно. Оно сделано из специальных синтетических нитей на самом новейшем оборудовании. Самое сложное было воссоздать рисунок на основе старинного и при этом заменить старую советскую символику на новую", – поясняет Лоренцо Рубели.

Золотой занавес – самая большая гордость реставраторов. Они сохранили стилистику легендарного занавеса Федоровского, сделанного в 1955 году, но заменили советскую символику. Теперь вместо звезды – корона, вместо серпа и молота,  располагавшихся на фоне колосьев,  Георгий Победоносец и двуглавый орел. Вместо надписи СССР – Россия. 

"Предыдущий занавес – шедевр. Нужно было сделать так, чтобы все элементы были взяты из старого занавеса", – поясняет художник Владимир Черный.

О красном бархатном занавесе с золотой вышивкой сведений почти не сохранилось. Он был показан фрагментарно, поэтому восстанавливали свободно. Живописному панно с Мининым и Пожарским повезло больше. Последний раз в Большом его видели в 1936 году, планируя использовать в качестве декорации. 

"Живописная картина восстановлена точно – много материалов сохранилось", – говорит заместитель генерального директора Большого театра Вячеслав Ефимов

Советский герб поменяли на лиру. Вместо гимна Советского Союза  строки гимна "За царя" из оперы Глинки. Знамена, увенчанные пиками,  заменили на фанфары. Это единственная возможность рассмотреть вблизи, потрогать, сфотографировать. Шедевр современных технологий отличается от своих предшественников противопожарной стойкостью, прочностью и материалами XXI века.

Новости культуры