03.06.2013 | 19:39

"Небесная гармония" на Чеховском фестивале

В списке участников XI Международного Чеховского фестиваля венский "Бургтеатр" занимает особое место. Один из старейших театров Европы, основанный в 1741 году императрицей Марией-Терезией, не был в России более десяти лет. А возвращаться – так с музыкой. На музыку классиков и современников режиссер Давид Мартон переложил часть романа Петера Эстерхази "Небесная гармония". Это масштабная сага об угасании старинного аристократического рода в послевоенной Венгрии. На сцене история семьи превратилась в партитуру Времени. Рассказывают "Новости культуры".

Смельчак, который взялся сделать музыкальный спектакль из многостраничной саги, – Давид Мартон. Родом из Будапешта, он учился в академии Ференца Листа в Берлине. С тех пор музыка лежит в основе его метода. Это полифонический коллаж, где театр переплетен с оперным вокалом, поп-музыкой, классикой. Например, диалог "джазом".

Музыка, говорят актеры, помогает выразить какие-то эмоции, но заменить слова не может. За громадный роман своего знаменитого соотечественника – венгерского писателя Петера Эстерхази – Мартон взялся сознательно.

"Прежде всего, меня интересовала структура этого романа. Это набор пронумерованных отрывков. Действие происходит на протяжении многих столетий, да еще и в разных странах. И в этом прыгающем строении, по-моему, есть музыкальность, которая меня и интересовала", – поясняет он

От книги, которую Эстерхази писал десять лет, остался сквозной образ – отца. Отцовских фигур здесь много. Один – аристократ, беззаботно живущий в XIX веке. Другой в середине ХХ века, с приходом коммунистов, теряет все свое состояние. 

"Как и в романе, у нас компиляция из воспоминаний членов большой аристократической семьи. Я играю то отца, то сына. Ведь и в жизни каждый сын в будущем может стать отцом. И во всех взрослых есть что-то от детей. И наоборот. Так и у нас на сцене", – замечает актер Филипп Хаус

То ли роскошная венгерская усадьба, то ли квартира потрепанных буржуа. История упадка славного рода Эстерхази отражена подробно и в декорациях. Шикарная библиотека рядом с четырехэтажной кроватью, похожей на нары. Спутниковая тарелка над антикварными креслами и торшерами.

"Изначально я делал этот спектакль для филиала Бургтеатра "Казино". Это действительно бывшее офицерское казино, очень красивое помещение с зеркалами и скульптурами. И мне хотелось, чтобы наша история вписалась в историческое пространство той эпохи", – говорит Давид Мортон

Главная мысль романа: чтобы быть, надо смастерить себе прошлое. Это прошлое героев невозможно здесь без музыки Шуберта, Моцарта, Гайдна. Последний, кстати, еще и герой спектакля. Йозеф Гайдн служил в семействе Эстерхази капельмейстером. Об этой постановке писатель сказал: "Давид Мартон лишь оттолкнулся от моего романа, но то, что у него получилось, кажется мне грандиозным".

Новости культуры