03.06.2013 | 19:36

Будущее европейского театра определяли на фестивале в Варшаве

Рассказывают "Новости культуры".

Один из героев фестиваля – юбиляр Станиславский, которому в этом году исполнилось 150. Ему посвящены круглые столы и дискуссии. Оказывается, на этой ниве все еще возможны открытия. Фильм "Сильный человек" 1928 года, снятый польским режиссером Хенриком Шарозом, долгие годы считался утраченным.

"Играет в нем Григорий Хмара – это был очень известный актер первой студии МХТ. Он эмигрировал и поэтому исчез из пространства русского театра, и появился в таком международном контексте. И вот в 1928 году он снялся в польском фильме, который считается одним из лучших польских фильмов этого межвоенного периода. При этом он считался потерянным",  поясняет театровед Катаржина Осиньская.

Метод Станиславского по-прежнему изучают в главном учебном заведении – Театральной академии Варшавы. Ее ректор Анджей Стшэлцкий с гордостью показывает, как проходят занятия. 

"В последние годы мы как-то больше ориентировались на немецкий театр, на Берлин. Но студенты получают такие глубокие знания по русскому театру, что, даже отправляясь на стажировку в Германию, они все равно несут уже русскую традицию", – говорит ректор Варшавской театральной академии Анджей Стшэлцкий

Одна из популярных тем дискуссий – современный герой. Какой он, или какие они, в Польше и России? 

"Мне кажется, сегодня собирательный образ невозможен. Мне кажется, самое важное и интересное, что существует некая система возможность полифонии, совсем разных героев, радикально разных людей. Главное для меня в герое, персонаже, чтобы я понимал, что это живой, подлинный человек", – признается режиссер Дмитрий Волкострелов

В Польше, наоборот, в последнее время появился интерес к коллективному образу. Эксперименты оказались очень успешны у публики. 

"У нас очень успешный сейчас цикл спектаклей. Два спектакля под названием "Женский хор" и "Мужской хор". Только хор женщин говорит про проблемы сегодняшней женщины, а сейчас хор мужчин кричит, поет про стереотипы, про  мужские проблемы в современном обществе", – отмечает отборщик фестиваля "Да!Да!Да!" Агнешка Любомира Пиатровская.

Одна из площадок фестиваля – знаменитая варшавская высотка, когда-то подаренная полякам Сталиным. Сейчас там находится Дворец культуры и науки, а также несколько театров. Участники смотра замечают: то, что многие события фестиваля проходят именно здесь, – еще одно невольное напоминание о давних, крепких, хотя нередко драматичных связях Польши с Россией. 

Есть в Польше режиссеры, которые уверены: современный польский театр глубоко консервативен. По этой причине Михаил Вальчек стал делать то, что он называет "коллаж жанров": смесь из кабаре, мюзикла, гротескового и кукольного театров. Сюжеты подсматривает на улицах Варшавы. Его спектакли стали неожиданно популярны, критики видят в них некую тенденцию. Сам же Вальчек гордо называет себя представителем андеграунда. Именно оттуда его и пригласили в программу-off фестиваля "Да! Да! Да!".

"Нас попросили придумать какую-нибудь русскую тему. И вот, во время строительства второй линии метро в Варшаве рабочие нашли потайной туннель к высотке. И выяснили, что могила Сталина находится здесь, но на самом деле он жив и стал зомби. Мне кажется, мы здесь, в Варшаве, во многом еще живем прошлым. И театр наш очень консервативен, и то, что здесь сейчас показывается русский авангард, нас очень вдохновляет. Мы уже забыли об этой энергии в нашем театре", – признается режиссер Михаил Вальчек

Фестиваль "Да! Да! Да!" стал самым горячим событием этой весны в Варшаве. Две страны, чья история, в том числе театральная, связана неразрывно, по по-прежнему друг другу интересны. Недавно в Драматическом театре Варшавы состоялась премьера спектакля "Молодой Сталин" по пьесе Тадеуша Слободзянека. А самой популярной книгой в Польше, согласно последнему опросу, стал роман Булгакова "Мастер и Маргарита".  

Новости культуры