30.05.2013 | 19:37

Деятели культуры обсудили изменения в трудовом кодексе

Сегодня на заседании правительства России был поддержан законопроект о конкурсном отборе творческих сотрудников. Документ, разработанный Министерством культуры, вносит изменения в Трудовой кодекс. Поправки затронут интересы кинематографистов, сотрудников театральных и концертных организаций, цирков, а также иных лиц, участвующих в создании или исполнении произведений. Рассказывают "Новости культуры".

Цель нововведения – оптимизация деятельности творческих коллективов, избавление от балласта и освобождение мест для молодежи. Для подтверждения квалификации работникам, с кем заключены трудовые контракты на неопределенный срок, законодательная инициатива предлагает раз в пять лет проходить конкурс. Поправки в Трудовом кодексе дадут работодателям право расторжения трудового договора по его итогам или в случае отказа творческого работника от участия в нем.

***
"Внесение изменений в Трудовой кодекс" трудно назвать популярной мерой, поскольку они затрагивают интересы разных сторон творческого процесса. Но необходимость их принятия продиктована временем. Поправки вызывали в обществе ожесточенную дискуссию. Чтобы прояснить ситуацию, министр культуры Владимир Мединский после заседания правительства встретился с журналистами. В пресс-конференции также приняли участие видные деятели отечественной культуры.

Проблема перезрела, говорят участники пресс-конференции. В театрах, филармониях есть артисты, которые годами не выходят на сцену – уже не могут играть. Как быть? Зарплату получают, в репертуаре давно не заняты, а расстаться с ними нельзя – их защищает договор бессрочный.

"Творческие люди, специфика отношений, непростой контингент. С этим было связано огромное количество скандалов в последнее время. Вы знаете на примере театров", – говорит Владимир Мединский.

Новый законопроект обяжет творческих работников с бессрочными контрактами раз в пять лет проходить конкурс на профпригодность. В случае отказа, или несдачи – увольнение. Новшество не коснется беременных и артисток, имеющих детей до трех лет, артистов-срочников. Законопроект широко обсуждался в творческих кругах и был принят неоднозначно.

"Удар идет не по системе, а вообще удар идет по существованию репертуарного театра. Есть государство, которое дало тебе по окончании театрального института диплом профессионала, и ты годами в этом театре работал. У хорошего режиссера все нужны артисты", – убежден народный артист России Владимир Коренев.

Артисты даже забили тревогу: он может стать неким средством расправы – инструментом избавления от тех, кто попросту не угодил. 

"Какой бы ни был у кого тяжелый характер, никто артиста никогда не уволит, если он занят в текущем репертуаре, он его ведет, или у него огромная занятость, он участвует во всех новых постановках", – заверяет директор Государственного академического театра имени Е. Вахтангова Кирилл Крок.

Сам конкурс будет чем-то вроде экзамена в вуз, о котором объявят за два месяца. Причем, критерии в каждом учреждении будут свои. Выставлять оценки будет специальная комиссия, в которую войдет руководство театра, представители Минкульта или департамента культуры, Союза театральных деятелей, профсоюзов. 

"Это все равно все субъективно, это все равно по принципу симпатии, любви. Творчество и любовь – это очень близкие схемы. Вот кому-то кто-то нравится, а кому-то нет. Конечно, у руководителя должна быть возможность расторгнуть контракт", – считает первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России, народный артист России Евгений Стеблов

И тут же возникает вопрос, а что делать артистам, не прошедшим конкурс? Не станет ли это "не сдал" своего рода клеймом? Едва ли худрук другого театра захочет нанять такого артиста. 

"У каждого театра своя политика, свое лицо, поэтому если не подошел кому-то, совершенно не значит, что он не подойдет Большому театру. Конечно, никто не собирается артиста уничтожать или сводить с ним счеты. Если артисту удобно, чтобы была написана в трудовой какая-то другая формулировка, конечно, мы идем навстречу и пойдем навстречу", – заверяет генеральный директор Государственного академического Большого театра Анатолий Иксанов

"А как насчет социальной защищенности для уволенных?" – вновь парирует Евгений Стеблов. Этот вопрос оказался одним из самых острых и обсуждаемых в творческой среде. 

"Это не альтернатива, когда с одного завода можно уйти на другой. Артисту некуда деваться, ведь надо это иметь в виду. Поэтому просто ввести такие поправки – это безумие, и это не получится. Если одновременно с этим будут введены всякие обязательства, связанные с социальными гарантиями, пенсионным обеспечением, предоставлением соответствующих средств творческим союзам, чтобы они компенсировали утрату заработка, то это было бы хорошо", – замечает доктор философских наук Александр Рубинштейн

"Среди социальных гарантий, – скажет замминистра, Григорий Ивлиев, – создание творческой биржи". О ветеранах театра заботятся, например, в Александринском театре. Его худрук Валерий Фокин  кстати, один из инициаторов законопроекта – говорит, что рано или поздно всем придется переходить на систему срочных контрактов. Пока же молодые режиссеры не хотят идти руководить театрами. Эта скамейка запасных худруков пуста.

"Потому что они не имеют никакой возможности, никаких рычагов формирования труппы. Вообще не имеют. Они не хотят. Им удобнее – поставил там, сделал там, получил деньги и до свидания. А репертуарный театр, который нуждается в обновлении, его надо строить", – поясняет Валерий Фокин

Законопроект станет стимулом для артистов поддерживать форму – творческую и физическую. Но система должна развиваться, скажет директор Большого Московского государственного цирка, народный артист России Эдгард Запашный. 

"Второй момент, который сегодня не учтен, в том, что сегодня учреждения культуры не имеют возможности удерживать у себя артистов", – подчернет он

Здесь, по его мнению, нужно переходить на спортивную систему. Иначе одни готовят артистов цирка, балета, а артисты не только уходят в другие учреждения, но и порой уезжают за границу, так и не отработав, вложенные в них средства. 

Новости культуры