30.05.2013 | 19:33

Петербург увидел "Тротуары Парижа"

Плодотворное сотрудничество Русского музея и Михаила Шемякина получило сегодня продолжение. В Мраморном дворце открылась выставка под названием "Тротуары Парижа". Видимо, атмосфера города, с которым художника очень многое связывает, действительно особая, поскольку на протяжении двенадцати лет Шемякин неуклонно обращал свой взгляд… на мусор. Как из уличного сора рождаются произведения искусства? Выясняли "Новости культуры".

По центру Петербурга шагают ожившие персонажи Шемякина. Такой подарок к 70-летию художника сделали его друзья – театр "Лицедеи" и арт-группа "Митьки". Впереди колонны Вячеслав Полунин тащит огромный мусорный шар, вобравший в себя всю грязь мегаполиса. Выразительные костюмы сделаны из пластмассовых бутылок, пакетов и бумаги  всего того, что и Шемякин использовал для создания своих образов. Мраморный дворец клоуны берут штурмом.

"Тротуары Парижа"  это официальное название выставки Шемякина. Но есть еще одно, неформальное: "Мир, который мы не замечаем". Героев своих рисунков художник разглядел в мусоре, который под ногами. На него обычные люди не обращают внимания. Много лет Шемякин ходил по парижским улицам и фотографировал лужи, обертки, трещины на асфальте и даже собачьи следы. 

"С моей супругой мы проходим десять-двенадцать километров. Я снимаю мусор, не каждую бумажку, потому что это довольно сложное занятие выбрать, понимать, что из этого что-то получится", – поясняет художник

"Уже появились такие публикации, что это гимн мусору. На самом деле я напоминаю, что Леонардо да Винчи писал, как много образов, тем для сюжетов он находил в пятнах штукатурки, в каких-то очертаниях облаков, в каких-то случайных вещах", – отмечает директор Государственного Русского музея Владимир Гусев

До сих пор никто не использовал мусор в таком качестве. Посетители экспозиций современного искусства, возможно, уже привыкли к арт-объектам из ненужных вещей, но Шемякин смог разглядеть в очертаниях мусора основу художественных образов и сложных сюжетов. Их на распечатанных снимках он прорисовывал тушью, пастелью и углем. 

"Это очень плодотворный путь, дающий возможность воображению. Я думаю, что очень много молодых художников последуют этому пути, но первым останется всегда Шемякин", – полагает куратор выставки Людмила Вострецова

В четырех залах почти 200 работ. Внизу каждой  фотография того, с чего все начиналось. Графические листы объединены в несколько серий. Самые дорогая для Шемякина  тема юности отца, который был беспризорником, в девять лет вступил в Красную армию, а в тринадцать командовал взводом. Рядом  сюжеты Гражданской войны и блокады. Отдельно  рисунки, посвященные теме смерти, сновидениям и фантомам Петербурга и театральному закулисью. 

На выставке любой желающий сможет почувствовать себя настоящим художником. Для этого нужно взять в руки фломастер и попробовать разглядеть в мусоре, который сфотографировал Шемякин, свой фантастический образ. Нарисуем голову, руки, ноги – вот и получился человечек. 

Петербургские тротуары тоже могут вдохновить на создание художественных образов, говорит Шемякин. Главное внимательно и осторожно ходить по дорогам. Сам художник признался, что опасается гулять по ночным улицам Северной столицы, поэтому идеи для своих новых работ продолжит искать в Париже.

Новости культуры