31.05.2013 | 11:30

Российский павильон на Венецианской биеннале раскрывает секреты

Раз в два года архитекторы, дизайнеры, кинематографисты, а раньше всех избранные современные художники отправляются в Венецию в расчёте получить свою львиную долю. Именно это происходит и сейчас. За призовых львов начинают бороться полторы сотни участников 55-й Биеннале современного искусства. Она не самая посещаемая в мире, в ряду себе подобных, но признаваемая самой почётной. И самой, наверное, исторической, проводимой в городе самой дорогостоящей плесени на планете. Неслучайно её куратор Массимилиано Джонни утверждает, что «жить в настоящем, быть современным – означает иметь доступ к истории». Историзма довольно и в российском павильоне на нынешней биеннале. Рассказывают «Новости культуры».

О том, что в Русском павильоне на 55-й Венецианской биеннале всё крайне засекречено, - говорили не один месяц. Не скрывали лишь то, что представлять Россию будет Вадим Захаров. Один из самых ярких московских концептуалистов. Его грандиозная инсталляция-перформанс заняла всё пространство павильона. Называется «Даная». Это современное прочтение древнегреческого мифа о заточенной дочери царя Акрисия и золотом дожде, в виде которого к ней проник Зевс.

Вниз – в пещеру – попасть могут только женщины. Их осыпает дождь из монет. А сверху за всем наблюдает мужская половина зрителей и сидящий в седле Мыслитель. Это пародия не только на миф, говорит Захаров, — на весь мир. «Ошибка считать, что человек должен развлекаться. Он, прежде всего, должен думать», - утверждает художник Вадим Захаров.

Вадим Захаров загадку русского павильона загадал вместе с его куратором - Удо Киттельманом. Впервые во главе нашего павильона в Венеции – иностранец.

«Вадим Захаров, конечно, художник международного уровня. Он работает с темами, которые затрагивают нас всех. Я знаю его 24 года, и для меня — большая честь быть куратором его выставки», - признается куратор Российского павильона на Венецианской биеннале Удо Киттельман.

Комиссар российского павильона - Стелла Кесаева. Остановила свой выбор на Киттельмане не только потому, что Удо - директор восьми национальных галерей в Берлине. В прошлом году он был куратором немецкого павильона, который и взял «Золотого льва».

«Удо – близкий друг Вадима Захарова. Они работали вместе. Наша совместная выставка, когда Удо приезжал к нам, была в Третьяковской галерее. Это человек, который очень много знает о российском искусстве, о русском, о московском концептуализме», - говорит комиссар Российского павильона на Венецианской биеннале Стелла Кесаева.

Стелла Кесаева уверена, что такая смена правил поднимет престиж и улучшит положение на международной арене нашего современного искусства. А оно сейчас явно преуспевает на Родине.

«Центры современного искусства открываются по всей России, и это очень важный процесс. Между ними происходит диалог, выставки проходят по всей стране, поэтому можно говорить если не о рассвете, то, по крайней мере, об очень интересной ситуации в российском искусстве», - уверен искусствовед, комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн.

Представлять его в основном проекте Венецианской биеннале будут три художника из России. Николай Бахарев, Евгений Козлов и давний фаворит Венеции – Виктор Алимпиев. Видео «Ода» – участник биеннале-2003. Абстрактные полотна Алимпиева не раз выставлял на своих выставках нынешний куратор – Массимилиано Джонни. Для этого года он выбрал новую видео-инсталляцию Алимпиева. Художник заранее делился её содержанием.

«Две актрисы исполняют некую песню. Мелодия этой песни основана на концерте виолончельного концерта Шнитке. Песня на русском языке. Актрисы – француженки из Тулузы. Они стоят за кафедрами, и у кафедр такие полочки для колен, то есть они такие полуколенопреклоненные. То есть другими средствами передать специфическое безумие этой музыки. Её зашкаливающий пафос», - объясняет художник Виктор Алимпиев.

С каждым годом бороться за «Золотого льва» становится сложнее. Всё больше стран привозят своих художников на этот форум. Русский павильон участвует здесь с 1914-го. Тогда его открывала княгиня Ольга. Он был спроектирован архитектором Щусевым. К столетию павильон России отреставрировали и готовят большой альбом о русских художниках в истории Венецианского биеннале. Когда-то её куратором был Илья Репин. Участники из России надеются, что их соотечественник скоро снова возглавит биеннале. Чтобы о нашем современном искусстве заговорили всерьез и во всем мире. Проекты для нынешнего года в Венеции показывают, что это вполне реально.
 

Новости культуры