30.05.2013 | 10:01

Проект "Искусство и религия в пространстве современной культуры" стартовал в столице

В Российской академии художеств работает сейчас междисциплинарный творческий проект «Искусство и религия в пространстве современной культуры». Уместно вспомнить о генетическом родстве религии и культуры. Организаторы проекта поставили перед собой цель говорить не в общем, а в частности – о современном российском религиозном искусстве, как о части христианской традиции. И сделали это на примере выставки в Российской академии художеств. Рассказывают «Новости культуры».

Крест, что невозможно заштриховать, лучи солнечного света – благословение, знак Иисуса, Иоанн Предтеча с чёрным нимбом… Знаменитые художники здесь повествуют о религии и своих переживаниях с помощью инсталляций, скульптуры, фотогиперреализма.

«Религиозное искусство всегда должно быть новое, – говорит народный художник России, куратор проекта Николай Мухин. – Оно не может муляжироваться, мы не можем слепо копировать художников XVII, XIV века, мы должны ощущение, понимание жизни XXI века, понимание духовности подавать в каких-то других формах изобразительных».

Эти формы гармонично сочетаются с традиционными. Здесь и копии мозаичных фресок из монастыря Гелати, созданных Зурабом Церетели в 1960-м. И работы, выполненные в византийской традиции художниками Свято-Тихоновского университета, студентами Суриковского института. Музыкальное сопровождение – произведения митрополита Иллариона.

На экране демонстрируется фильм архимандрита Тихона «Византийский урок. Гибель империи», премьера которого состоялась на телеканале «Россия» в 2008-м. Показ проходит в окружении фотографий реализованных проектов. Наши мастера расписывали храмы на Балканах, Афоне, Крите.

«Мы обязаны сделать так, чтобы поколение знало это, – считает президент Российской академии художеств, народный художник СССР Зураб Церетели. – И поколение шагало потом дальше и чтобы историю не забыть свою».

Когда-то мы учились у византийцев, а спустя столетия ситуация изменилась. Специалисты утверждают, что Россия, едва ли не единственная сохранила исконные традиции, навыки и умения.

Проблем, все же, много, говорят специалисты. Одна из них - консерватизм духовенства, недопонимание между художником и священнослужителем.

«Дело в том, что не совсем они понимают того, что мастера, которые работают в свежем цвете, с особым пониманием света, композиции, они вовсе не нарушают церковные каноны, наоборот иконографический канон даёт чрезвычайную свободу творчества», – говорит заведующая отделом древнерусского и церковного искусства НИИ РАХ, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Анна Рындина.

«Нам нужно от священнослужителей несколько больше образованности в области церковной культуры, которая создавалась церковью в течение двух тысяч лет, но которая очень мало и скудно преподаётся в духовных учебных заведениях, – отмечает декан факультета церковных художеств ПСТГУ, старший научный сотрудник музея им. Преподобного Андрея Рублёва, член союза художников России протоирей Александр (Салтыков). – От художника-иконописца тоже ведь требуется проникновение в дух церкви».

На круглом столе реставраторы, эксперты, художники, технологи говорили о новых материалах, уровне реставрации, обменивались опытом. К примеру, в Омске, рассказывает искусствовед Егор Минин, создатели резных икон опираются на работы художников из европейской части страны.

«И здесь возникает зарождение иконы, пользуясь опытом не местных художников, потому что практически ничего нет, а почерпывать это вот на таких мероприятиях», – говорит Егор Минин.

Этот проект – первый. В дальнейшем организаторы планируют совместные программы и с художниками из других стран.

Новости культуры