16.09.2011 | 10:49

Марк Горенштейн отмечает 65-летие

Педагоги музыкальных вузов утверждают, что научить дирижировать нельзя – нужно родиться с «дирижерским нервом». Вернее, с особой нервной системой, позволяющей сочетать незаурядный темперамент и железную волю. Все это есть у Марка Горенштейна. Сегодня главному дирижеру и художественному руководителю Государственного Академического симфонического оркестра имени Светланова исполняется 65. Рассказывают «Новости культуры».

На концертных афишах они появились одновременно – оркестр «Молодая Россия» и дирижер Марк Горенштейн. К тому времени за плечами у маэстро был уже довольно протяженный путь в музыке. Легендарная скрипичная школа имени Столярского в Одессе, Кишиневский институт искусств, оркестры Кишинева и Москвы, дирижерский факультет Новосибирской консерватории. Лишь после этого началась дирижерская карьера. Марк Горенштейн возглавил Симфонический оркестр железных дорог Венгрии, «открыл новую эру в истории венгерской симфонической музыки», как писала о нем венгерская пресса. Затем три года возглавлял оркестр в Пусане. «Симфонический оркестр Пусана стал для Южной Кореи тем, чем Кливлендский для США», восторженно писали корейские критики. Следующим коллективом стала «Молодая Россия», которую маэстро создавал буквально с нуля.

«Я не брал никого из других оркестров, я считал, что должен воспитать оркестр, который будет играть так, как слышу это я. Была счастливая возможность. Я брал мальчиков и девочек по 18 – 19 лет и сделал из них высоко профессиональных музыкантов», - рассказывает Марк Горенштейн.

Горенштейн часами муштровал молодых оркестрантов, чтобы добиться желаемого. Но солистам доверял.

«Нас свела судьба практически на сцене, и это сразу дало толчок нашим многим концертам. Первая встреча случилась в Клагенфурте, куда я прилетел к «Молодой России» на концерт буквально на последние минуты генеральной репетиции перед началом концерта», - вспоминает народный артист России Максим Федотов.

За пультом я абсолютный диктатор, честно признается Марк Горенштейн. Без этого, утверждает он, невозможно руководить коллективом. Однако творческая тирания дает свои плоды.

«Одного настоящего дирижера от другого отличает своя эстетика, звуковая эстетика. Когда слышишь, как звучит у Марка Борисовича струнная группа, получаешь удовольствие, отменная работа», - признается Владимир Минин.

Под дирижерскую палочку Марка Горенштейна играли оркестры многих стран мира. В активе у маэстро сотни сложнейших партитур. И много прекрасной музыки еще не сыграно… Что ж, 65 для дирижера - не возраст.