16.09.2011 | 11:04

Работы номинантов премии Кандинского вступили в борьбу за три главных приза

В столице открылась пятая выставка работ номинантов премии Кандинского – первой негосударственной премии в области современного искусства. Соискателей в этом году – сорок. Произведения этих сорока авторов будут экспонироваться три недели. Предполагается, что незадолго до окончания выставки будет объявлен короткий список претендентов. Но интрига сохранится до декабря, когда эксперты сообщат о своем коллективном решении. Кто именно и с чем именно претендует на премию – выясняли корреспонденты «Новостей культуры».

Сорок номинантов, столько же произведений. И всего три призовых места – «Проект года», «Молодой художник» и «Медиа-арт проект». Премия Кандинского ежегодно награждает тех, кто по версии членов жюри, влияет на развитие современного искусства в России. На этот раз выбор пал на таких художников, как Алексей Кострома, его проект «Уно» посвящен проблеме утилизации пластиковых отходов, Юрия Альберта – его работа называется «Московский выбор», это ирония на тему, что есть современное искусство, Андрея Кузькина, упаковавшего все свои вещи в жестяные коробки. Все авторы вплоть до дня голосования – конкуренты. Впрочем, вслух об этом никто не говорит, но недовольные все равно нашлись. Среди тех, кто по досадному недоразумению в число номинантов вообще не попал.

«Классик неофициального искусства Саша Косолапов. И он подавал в этом году на премию, но так как мы просматривая работы, не знаем фамилии художников, я например, посмотрев на эти работы, подумала, ну надо же какая наглость – человек просто копирует работы Косолапова, и мы его не отобрали», – говорит член жюри премии Кандинского Алла Розенфельд.

Если судить по нынешней выставке, современные художники в России с каждым годом все больше теряют национальную идентичность, которая является одним из главных условий успеха на международном рынке. Еще одна тенденция, которую отмечают кураторы и эксперты, тяготение искусства к шоу-бизнесу. Превью номинантов премии Кандинского со всем ее блеском и гламуром, может само по себе считаться отдельным произведением искусства, достойного кисти самого Василия Кандинского, одного из основоположников русского абстракционизма.

«Многие говорят, что любой показ, выставка, премия – это коммерциализация, но другого, к сожалению, после наскальной живописи не придумали, – считает член жюри Александр Боровский. – Говорят, надо избегать вот этой официальной репрезентации, но где такая щель, где можно ее избегнуть. И, кроме того, избегая официальной репрезентации, премий, показов, если ты интересен, все равно завтра ты попадешь в этот истеблешмент».

Возможно, дело здесь еще и в названии. Если бы премия носила имя не Кандинского, а, к примеру, Репина или Васнецова, картина была бы намного ближе к реальности.

Читайте также: 

Номинанты на премию Кандинского-2011 представляют свои проекты в ЦДХ