29.05.2013 | 10:27

Выставка "XVIII век на экране: Екатерина II и Фридрих II" открылась в Москве

По ходу перекрёстного года Россия - Германия в музее-заповеднике «Царицыно», в Хлебном Доме, открылась интерактивная мультимедийная выставка «XVIII век на экране: Екатерина II и Фридрих II ». В нынешнюю пору борьбы за историческую достоверность, и разоблачений всякого рода мифов, идея этой выставки вполне актуальна. Её авторы соотносят реальные подлинные экспонаты, репродукции исторических документов и артефакты кино-процесса – сценарии, раскадровки, эскизы художников, реквизит. И получают наглядный и очень поучительный результат – зримую разницу между настоящей историей и историей, созданной средствами искусства. Рассказывают «Новости культуры».

Выставка о том, чего нет – шутят организаторы. Об иллюзии, о так часто придуманной жизни двух великих императоров, которую многие десятилетия создавали на экранах режиссеры России и Германии.

Екатерина и Фридрих были названы великими уже при жизни. Но всякая новая эпоха видела их по-своему. Он них спорили, их критиковали. Когда же появился кинематограф, Екатерина и Фридрих стали его очень востребованными персонажами.

В результате к 2013 году во всем мире насчитывается более 250 картин, так или иначе связанных с обоими великими императорами. Одна из последних, посвященных Фридриху, вышла на экраны в прошлом году – в год 300-летия со дня его рождения. В ней Фридриха Второго и его отца Фридриха Первого сыграли женщины.

«Это идея замечательной актрисы Катрин Тальбах, – рассказывает директор Музея кино Наум Клейман. – Очень известная немецкая актриса, а на роль молодого Фридриха она пригласила свою дочь Анну. Надо сказать, что вообще Фридрих был существом очень нежным, очень женственным в юности. Несмотря на это, он был героем битв, водил свои войска в атаку, был бесстрашным человеком, удивительно! Тем не менее, в детстве он мечтал быть поэтом, флейтистом и был таким нежным существом. И женщины это, конечно, обыграли».

Удивительные факты кинобиографий знаменитых правителей на выставке переплетены с реальными историческими экспонатами. Костюмы, многие из которых – с Мосфильма, предметы эпохи, документы, сценарии, кинокадры. Некоторые вещи оживают на глазах.

«Уникальный экспонат – знаменитые черевички Екатерины Второй, которые она подарила Кузнецу Вакуле, – рассказывает зам. директора музея-заповедника "Царицыно" Ольга Докучаева. – Всякий знает сказку, снятую Александром Роу. Они у нас здесь представлены, и рядом же фрагмент из самого фильма, и можно вспомнить о том, как это было, и какой теплый и сказочный образ императрицы был, по сути, единственный раз создан на киноэкране».

Удивительно, но при всем изобилии фильмов о Екатерине Второй в России и за ее пределами, картины, которая бы сосредоточилась на Екатерине как героине – государыне и реальном человеке, до сих пор не снято. Чаще всего он лишь…

«Некий фон для каких-то выдуманных историй, – отмечает Наум Клейман. – Неважно – о Княжне Таракановой или это Гринев и Маша Миронова, но она всегда эпизодный персонаж. А фильмов о ее приезде в Россию, о ее первых годах правления, ничего этого у нас нет. И это огромный долг нашего кино и пред зрителем, и перед Екатериной, и перед историей нашей страны».

Несколько экспонатов приехали в Москву из Германии – из Потсдамского музея Кино. Его директор Михаэль Ведель признается: такой масштабной экспозиции у них еще не бывало. Зато была выставка «Фальшивый Фридрих», рассказывавшая об уникальном немецком актере Отто Гебюре, который за свою жизнь снялся примерно в 20 лентах. В каждой из них он сыграл Фридриха Великого, сознательно отказываясь от других ролей, чтобы весь мир ассоциировал его только с Фридрихом. На выставке – подлинные парик и треуголка, в которых Гебюре снимался. Однако для показа в Москве, среди, прочих, Потсдамский музей нашел экспонат, связанный с Екатериной.

«Это сценарий фильма про Барона Мюнхаузена 1942 года, – рассказывает директор Музея кино в Потсдаме Михаэль Ведель. – Екатерина Великая здесь – одна из многочисленных его возлюбленных, очень фривольная. Но поскольку страны в тот момент находились в состоянии войны, это было предсказуемо. Однако фривольность Екатерины не осуждается, наоборот, она показана как женщина умная и прогрессивная – такой образец новой женщины».

На площади в 1000 квадратных метров – чуть менее тысячи экспонатов. И – бесконечное количество образов и трактовок, которые великая иллюзия кино подарила двум великим императорам.

Все материалы темы "Год Германии в России">>>

Новости культуры