29.05.2013 | 11:55

100 лет назад в Париже состоялась премьера "Весны священной"

Сегодня исполняется сто лет со дня премьеры самого скандального балета ХХ века. 29 мая 1913 года в парижском театре Елисейских полей публика представили «Весну Священную» - творение Игоря Стравинского, Вацлава Нижинского, Николая Рериха и Сергея Дягилева. Сегодня на той самой сцене встретятся сразу две «Весны» - реконструированная версия культового балета и новая от немецкого хореографа Саши Вальц. Этот вечер откроет парижские гастроли Мариинского театра. Рассказывают «Новости культуры».

Мариинка обзавелась «Весной священной» десять лет назад. Милиссент Ходсон и Кеннет Арчер поставили ту самую версию Нижинского. Ставшую сто лет назад шоком для эстетско-декадентской публики. Вывернутые позы балерин, рваные движения, уродливые прыжки. И все это под бьющую набатом музыку Стравинского. Про скандал в театре Елисейских полей не писал только ленивый. После провальной премьеры Дягилев произнес пророческое «Это настоящая победа. Пускай себе свистят и беснуются. Внутренне они чувствуют ценность. Свистит только условная маска. Увидите следствия».

В ХХ веке «Весна» не раз бушевала на театральных подмостках – пятьдесят версий. И это не предел. Немка Саша Вальц поставила в Мариинке еще одну. Планируя провокацию, она все-таки оглянулась назад.

«Саша пригласила нас провести мастер-класс, чтобы ее танцоры почувствовали этот исторический контекст, – рассказывают хореограф Миллисент Ходсон и художник Кеннет Арчер. – А мы об этом много чего знаем. Ведь “Весну” Нижинского мы восстанавливали по всему миру. Не только танец, все нюансы – детали костюмов, декораций Рериха».

Саша Вальц свою версию «Весны» делала под открытие новой экспериментальной сцены. Отдавая проект в ее руки, Валерий Гергиев просчитывал риски. Понимал, Вальц церемониться не будет, это работа на выживание. Хореограф не в первый раз исследует тему жертвоприношения. Обращалась к тантрическим ритуалам Индии, обрядовой культуре майя.

«Мне приходилось искать подходящие образы, чтобы передать музыку, – рассказывает Саша Вальц. – Она стремительная, часто меняется по цвету, по ритму, качеству. Для меня это было вызовом».

Труппа работает на пределе. Сорок минут ни один из 26 танцовщиков не покидает сцену. Бешеный ритм ритуальных плясок каждый пропускает не только через тело – душу.

«Каждое движение наполнено энергией, – говорит солистка Мариинского театра Дарья Павленко. – Мы должны энергией делиться со зрителем. Нет ни одного классического па».

Сто лет назад танцовщики Нижинского шокировали публику, танцуя в лаптях. В Маринки на мокрой земле они танцуют босиком. И снова «Весна» пробуждает то самое жгучее, животное начало.

«Я не знаю, как это охарактеризовать – модерн, немецкий экспрессионизм, – отмечает солист Мариинского театра Александр Сергеев. – Босиком по земле».

В этот вечер в театре Елисейских Полей время словно повернется вспять – на сцене где сто лет назад родился модерн встретятся две Весны священных – та, с которой все начиналась и эта новая…уже полная свободы и силы.

Две версии легендарного балета Игоря Стравинского «Весна Священная» вместе с гостями театра Елисейских полей смогут увидеть и зрители нашего телеканала. Не пропустите прямую трансляцию сегодня в 23.25.

Новости культуры