28.05.2013 | 19:37

Русское географическое общество исследует боевой линкор на дне Черного моря

Вновь воссозданное Русское географическое общество ведет активную научно-исследовательскую деятельность. Одна из его экспедиций приступила к подводным исследованиям легендарного линкора "Императрица Екатерина Великая". В годы Первой мировой войны он охранял южные морские рубежи России. По условиям Брестского мира корабль нужно было передать немцам в оккупированный ими Севастополь или затопить, как того требовал шифрованный приказ из Москвы. Отправить корабль на дно смогла лишь четвертая торпеда, которая взорвалась у его борта. Рассказывают "Новости культуры".

До места, где под толщей воды покоится некогда грозный боевой линкор, – около семи километров по морю. Экспедиция стартует из Геленджика.

На месте водолазы надевают снаряжение. Их движения тщательно отработаны еще на суше. Даже на глубине, под слоем ила, линкор "Императрица Екатерина Великая" поражает своими размерами. Длина – 170 метров. Максимальная ширина  28. Судно хорошо сохранилось. Спущенный на воду в 1914 году, линкор испытал себя в Первой мировой войне. Тогда корабль доказал звание одного из самых мощных для своего времени боевых кораблей Черноморского флота. Во время Гражданской войны корабль был специально затоплен. Тогда экипаж в составе более 1200 человек добровольно покинул судно. 

Корабль затопили недалеко от берега. Судно лежит на глубине 40 метров, кверху килем, что значительно усложняет работу экспедиции. Кроме того, корабль сильно просел в грунт и покрылся илом. Чтобы проникнуть внутрь, водолазам сначала пришлось расчистить входы.

"Две группы в разных местах пытались проникнуть и проникли на ту палубу, которая находится ниже, чем дно, ниже, чем грунт. Мы сначала планово обследуем корабль, составляем карту, составляем видео", – говорит водолаз Евгений Абрамов.

Кстати, к этому линкору водолазы спускались уже много раз. И каждое погружение было сопряжено с риском – почти век судно разрушало море.

"Видимость была средняя, обследовали мы с напарником Арсеном район так называемой промоины, руководитель спуска поставил задачу определить, какое там состояние после прошедшей зимы", – рассказывает водолаз Дмитрий Космин.

От днища линкора отрезали кусок обшивки, чтобы проникнуть внутрь. С помощью профессионального оборудования его вырезали целую неделю. Когда подняли на поверхность, поразились.

"Это не монолитный кусок, это два идеально подогнанных друг к другу, очень прочных, очень высокого качества листа стали, которые за сто лет практически не подверглись коррозии", – отмечает руководитель Центра подводных исследований Сумбат Александров.

Ученые намерены полностью обследовать корабль, найти и поднять на поверхность сохранившиеся документы и артефакты, а также выяснить судьбу экипажа. После завершения экспедиции в свет выйдут фильм и книга, а музей пополнится новыми экспонатами.

"Мы хотим, чтобы этот корабль был всегда с нами. К 100-летию корабля, в 2014 году, мы хотим создать мемориальный комплекс "Императрица Екатерина Великая  Свободная Россия", чтобы он напоминал жителям об этом уникальном боевом корабле, о его героическом прошлом", – подчеркивает председатель краснодарского регионального отделения Русского географического общества Иван Чайка.

Поднимать на поверхность корабль не будут. Это уже пытались сделать, но внутри произошел взрыв, и треть судна оказалась разрушенной. На поверхность подняли лишь орудия, и во время Второй мировой их использовали в бою. С тех пор говорят: этот русский корабль стреляет даже из-под воды.

Новости культуры