28.05.2013 | 11:38

Названы наиболее удачные проекты развития исторического центра Москвы

Подведены итоги конкурса на лучшую концепцию столичного «Музейного кластера». Слово иностранное, от английского cluster, то есть гроздь, скопление. Оно означает концентрацию однотипных объектов. По замыслу организаторов конкурса, эти объекты должна объединить одна цель – облагородить и сделать более гуманным, осмысленным, доступным и удобным центр Москвы. Задача очень непростая, если принять во внимание, что вся эта территория имеет особую историческую ценность, архитектуру, которая формировалась веками, и общественность ревностно следит за любыми вмешательствами. Рассказывают «Новости культуры».

Прежде чем вскрыть конверты с именами победителей, жюри с гордостью заявило: результаты конкурса «Музейный кластер» получились не просто интересные, высокопрофессиональные. Среди идей смелых, трезвых и даже забавных, многие – действительно можно реализовать. На это, прежде всего, обратил внимание главный архитектор Москвы.

«Люди заинтересованы в развитии города, в качестве города, в качестве городской среды, – говорит Сергей Кузнецов. – Результаты, которые мы увидели, они действительно обращают внимание на многие вещи – причем остроумно, деликатно и как-то так зачастую с чувством юмора».

В конкурсе три главных победителя. Один из них – предложил вот этот проект-лозунг, как называет его жюри. Наиболее радикально решил проблему неблагоустроенного центра Москвы.

«Александровский сад, зеленое пространство, дом Пашкова, вот пространство музейного кластера, – рассказывает директор ГНИ Музей архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Коробьина. – А здесь напряженное транспортное движение и заасфальтированная площадь. Она недружелюбна для человека, она отталкивает. Автор предлагает убрать транспортные потоки под землю и здесь организовать такую прекрасную лужайку».

Выиграл в конкурсе и этот проект студентов МАРХИ. Жюри привлекла здесь идея двух пешеходных мостов. Один – под полотном Большого Каменного Моста соединил бы Боровицкую площадь со сквером на острове. Другой – мост-бульвар – связал бы Гоголевский и Никитский бульвары. А вот третий проект-победитель грандиозного строительства не предлагает. Зато его центр Москвы оснащен интернет-технологиями. Позволяют, гуляя, скачивать карты и путеводители, увидеть на смартфоне, как выглядели эти улицы и здания раньше. Как они выглядят сейчас, по задумке автора можно было бы увидеть со смотровой площадки Библиотеки имени Ленина.

«Предлагает создание центра новой архитектуры, – поясняет Ирина Коробьина. – На мой взгляд, оно не реальное, но остроумное. Автор предлагает использовать крышу для того, чтобы на крыше книгохранилища Ленинки появился такой центр с видовыми великолепными точками».

Вместо плотных потоков машин – много зелени, городской мебели, экспозиции и кинотеатры под открытым небом – об этом здесь почти во каждом проекте. Почти, как в Лондоне, Вене, Мадриде, Берлине.

«Уже сегодня, не завтра, не послезавтра нужно попытаться сделать вот этот хребет, соединяющий Воздвиженку с Музеем Изобразительных искусств имени Пушкина, с Кремлевскими музеями, сделать пешеходным пространством, велосипедным, по возможности приятным для нахождения там человека, – считает архитектор Сергей Чобан. – И мне кажется, что результаты конкурса показали, что это возможно».

Насколько это возможно? И реализуют ли хотя бы частично проекты победителей этого конкурса идей? – станет понятно совсем скоро. Их работы уже представлены правительству Москвы. И не только оценить, воспользоваться ими сможет Москомархитектуры.

Новости культуры