28.05.2013 | 19:31

Петра Тодоровского проводили в последний путь аплодисментами

Сегодня Москва простилась с Петром Тодоровским. Он ушел в субботу на 88-м году жизни. Жизни, которую в самом ее начале надвое перерезала война, ставшая главной темой всех его фильмов. Но снимал Тодоровский не о войне – о людях. И, в отличие от многих коллег по цеху, не исследовал людей – просто любил их. И было у всех этих лент, военных и мирных, еще одно потрясающее свойство: они делали зрителя свободнее, отучали его от страха. Режиссер Петр Ефимович Тодоровский был бесстрашным и светлым человеком – таким и останется в памяти. Рассказывают "Новости культуры".

С Петром Тодоровским прощаются там, где столько раз встречали его стоя – Московский Дом кино, здесь он представлял свои фильмы, играл на гитаре. Сегодня вдоль лестницы – черные ленты, его в последний раз на сцене провожают тихо, без музыки, со слезами и грустью – прощаются с тем, кого любили, кажется все.

"Названия его фильмов тоже о многом говорят – "По главной улице с оркестром", он шел по главной улице, которая называется порядочность, совесть", – говорит Людмила Максакова.

Он и сам, как оркестр, в кино умел все. Почти всегда сам писал сценарии, но его авторские фильмы любят миллионы. Оператор – это его глазами смотрят "Весну на Заречной улице", музыкант – это  его руки здесь набирают соло на гитаре. Марлен Хуциев сегодня так и не смог сказать то самое страшное слово – "прощай". Друг, с которым он вместе почти 60 лет, которого даже снял однажды, ушел от него в месяц май. О том, как Петр Тодоровский дружил, сегодня говорили многие, он сам сказал об этом еще в "Верности" – свой первый фильм, главный, посвятил другу, детдомовцу. 

"Колоссальная потеря, у меня такое ощущение, что я осиротел. Так оно и есть. Для всех. Вот сейчас цветы покупал, продавщица узнала, что это для Тодоровского. "Боже, – говорит, – я так люблю его фильмы. Поклонитесь за меня". По-моему, нет человека в этой стране, кто не любил бы его фильмы", – заверяет Николай Лебедев.

"Был вместе с гитарой Петра Ефимовича и вместе с его улыбкой, с его потрясающим юмором, в Москве еще был расстворен воздух того времени, и я мальчишкой его застал, и напитался им", – признается Гарик Сукачев.

Утонувший в цветах зал, на сцене – почетный караул из военных. Один из последних ветеранов Великой Отечественной в кино, на фронт он ушел в 19. В свою молодость, в войну потом не раз возвращался на экране. Его фильмы – из реальных историй, герой в "Военно-полевом романе", словно он сам 40 лет назад. 

"Мы писали в девятом классе сочинение "Отцы и дети", и Валера написал тогда то, что все обсуждали, такое понимание, такое вдохновение между поколениями", – вспоминает Ольга Голодец.

Войне, которая, не отпускала, он посвятил много, но почти нигде нет ни грандиозных сражений, ни наступлений. Он и сам как-то сказал: "Главное – человек на войне или после, в городке военном". Евгений Миронов вспоминал, как Тодоровский его герою придумал каблуки и широкие плечи, как ювелирно работал с актерами, как судьбы подарил актрисам. 

"Очень бережно, потрясающе относился всегда к артистам, а актрис как он любил... Не случайно сегодня в этом зале, пока я стоял, как много разных возрастов актрис, которые сдерживают свои слезы. Он умел рассказывать свои истории", – говорит Евгений Миронов.

"Четыре картины, которые мы прожили вместе, – довольно такой большой период временной. Это были действительно самые счастливые дни и часы общения с ним", – признается Елена Яковлева.

Про что бы он ни снимал, получалось все равно про любовь. Любимым режиссером он и сам уже давно стал для многих. Москва Петра Тодоровского провожала аплодисментами, хоронила с военными почестями. Залпы и гимн фронтовику, который пережил столько, человеку, который, несмотря ни на что, мог так особенно улыбаться. 

Памяти режиссера Петра Тодоровского смотрите сегодня на нашем телеканале программу "Линия жизни". Она выйдет в эфир в 21.30.

Все материалы темы>>>

Новости культуры