27.05.2013 | 19:31

"Декаданс" на Чеховском фестивале

Французские Ротшильды вошли в историю не только как "спонсоры" наполеоновских войн. В ХХ веке одна из представительниц знаменитой банкирской династии внесла серьезный вклад в современную культуру. Юная баронесса Батшева де Ротшильд перед Второй мировой бежала в Америку, где поступила в студию великой Марты Грэм. Талантом не блистала, зато не раз спасала учительницу от банкротства. А в 1964 году при поддержке благодарной Марты основала в Израиле труппу современного танца. Сегодня "Батшева Данс компани" – национальное достояние. Во главе с худруком Охадом Наарином израильские танцовщики – в числе самых ярких участников XI Чеховского фестиваля. Рассказывают "Новости культуры".

Хореограф, танцовщик, музыкант, Охад Наарин скорее провокатор чем реформатор в современном танце. Последователь Марты Грэхем, ученик Мориса Бежара, в его репетиционных залах никогда не бывает зеркал, но это не мешает ему делать шедевры и сводить с ума весь мир.

Он только что вернулся из Америки, прибавив к своему бекграунду титул почетного доктора искусств. Хотя внешне Охад Наарин меньше всего похож на профессора. Он не загоняет свой танец в рамки. Свободный от стиля, который всегда зависит от модных трендов, Наарин сам создает эти тренды, ставя в тупик и публику, и критику.

"Я люблю смешивать содержание и форму. Вот у стула есть форма, но люди не мебель, мы животные. Они могут испытывать слабость, желание, страх. У них есть эмоции, чувства, сознание, мнение. Конечно, это вызов для меня вместить все это в определенную форму и выразить все это в танце", – поясняет хореограф.

На репетиции показывает короткие фрагменты из "Декаданса". Этот новый спектакль сложен, как пазл, из отрывков постановок двадцатилетней давности. По ним можно проследить как менялись вкусы и стиль хореографа. 

Кажется, что эти семнадцать танцоров вышколены и танцуют как один. На самом деле Наарин сторонник не только абсолютной формы, но и внутреннего созерцания, импровизации. Танцовщики репетируют вслепую, не видя отражения в зеркале. По теории Наарина оно портит душу танца.

"Зеркала нас отвлекают Должен чувствоать связь со своими ощущениями", – замечает танцовщица Наталия Зинченко (Израиль).

Форма – моя религия, говорит Наарин. Он даже придумал комплекс упражнений под смешным названием "гага". Помогает концентрации и тонусу. В этой сцене танцовщики синхронно срывают с себя одежду за считанные секунды.

"Самое сложное успеть все снять. Вовремя раздеться, кинуть и продолжить", – продолжает Наталия Зинченко.

Наарин учит выходить за пределы. Не иллюстрирует танцем музыку, а силой воображения создает новые миры. В Москве даст мастер-классы по гаге, покажет спектакли в Воронеже, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.

Новости культуры