24.05.2013 | 15:42

Умер Петр Тодоровский...

На 88-м году ушел из жизни знаменитый режиссер Петр Тодоровский. Автор культовых картин "Риорита", "Любимая женщина механика Гаврилова", в кино он умел делать все: писать сценарии, снимать, сочинять музыку, но главное – создавать атмосферу на площадке. Тонкий, ироничный и глубокий, Петр Тодоровский говорил: "Я могу преодолеть все, чтобы снять то, что хочу". Рассказывают "Новости культуры".

Композитор без музыкального образования, сценарист без сценарного и режиссер без режиссерского. Актеры его не просто любили – обожали. На площадке он был тем, у кого всегда хорошее настроение. Он сам снимался в кино дважды. Вспоминал об этом с ужасом.

"Первые два дня я ловил себя на том, что стараюсь быть хотя бы естественным, таким, какой я есть, ничего не изображать, ничего не играть", – говорил мастер.

Играть Тодоровский любил за кадром. "Весну на Заречной улице" не только снимал как оператор, но и озвучивал. Соло на гитаре звучит в его исполнении. 

А в картине "По главной улице с оркестром" уже звучит его музыка. Он говорил: не сочиняет, музыка сама вдруг появляется. Как? Для него, чуть было не потерявшего слух на войне, это тоже было загадкой. На фронт он ушел в 19 лет, в 20 уже был командиром минометного взвода. Шинель не по росту – с убитого, окопы, передовая и смех любимой женщины комбата. В "Военно-полевом романе" так смеяться потом будет Наталья Андрейченко.

"Читая сценарий, я плакал над сценарием, чего никогда не было в жизни. Я был потрясен "Ивановым детством", "Андреем Рублевым", когда читал, но не было такой реакции. А тут я просто плакал, обливался слезами. Я пришел к нему на пробы и говорю: "Заканчивайте пробы, эту роль я никому не отдам! На фильмах Петра Тодоровского будет воспитываться доброе сердце человека", - признается народный артист России, режиссер Николай Бурляев.

О войне он впервые рассказал еще в "Верности"  дебютный его фильм и главный – памяти друга-детдомовца, погибшего от снайперской пули. Войне он посвятил потом еще много своих картин. В них практически нет перестрелок, яростных атак и грандиозных сражений. Главное для Тодоровского – человек.

"Он ведь из операторов. То есть для него был очень важен глаз. Он так же и людей оценивал, очень точно наводя резкость, понимал, его это человек или не его. Так же и события, которые шли у него по жизни, для него были очень важны, он хотел их потом реализовать, высказать в фильмах", - говорит народный артист России Евгений Миронов.

Его фильмы часто не принимали: "Анкор" те же военные критиковали, говорили: такого не было и не могло быть. К совести взывали и еще раньше. "Интердевочка"  перестроечная бомба. Как заслуженный фронтовик мог пойти на такое? Нарушить табу? Но, несмотря на все нападки, только за 1989 год фильм посмотрели 40 миллионов зрителей.

"Интердевочка" была очень своеобразной и смелой картиной. Человечный взгляд на то, что обычно решается в публицистическом тоне. Хорошо подобранная актриса и смелость в выборе темы, умении ее показать без однозначных приговоров кому бы то ни было", – отмечает критик Кирилл Разлогов.

Внимательно всматривающийся в окружающий мир, нередко основу для своих фильмов он находил совершенно неожиданно. "Любимая женщина механика Гаврилова", например, появилась после того как на обычной прогулке Тодоровский увидел невесту, которая у загса ждала опаздывающего жениха. Те, кто знал режиссера лично, рассказывали – отдыхать он не умел. Он сам признавался: без съемок заболевает. И в последнее время мечтал вернуться на киноплощадку, работал сразу над тремя сценариями.

Прощание с режиссером пройдет в Доме кино, похоронят его на Новодевичьем кладбище в Москве. В программе нашего телеканала произошли изменения. Сегодня, в 19:45 смотрите программу "Острова" с участием Петра Тодоровского. В воскресенье, 26 мая, в 18:40 и 21:00 смотрите программу "Монолог в четырех частях. Петр Тодоровский", а в 19.30 - художественный фильм "По главной улице с оркестром".

Все материалы темы>>>

Новости культуры