23.05.2013 | 13:11

В столице открылась выставка "100 работ Александра Бенуа"

В 90-е годы XIX века в Петербурге возникло объединение «Мир искусства», в которое в разные годы входили Бакст и Лансере, Добужинский и Билибин. Организатором практической деятельности кружка, как известно, был Дягилев. А душой и вдохновителем – Александр Бенуа. Выдающийся историк искусства, знаток театра, страстный критик, как живописец Бенуа считал себя лишь «педантичным регистратором» художественной жизни и быта. Недооцененную грань творчества мастера решили представить в столичной галерее «Наши художники» – на выставке «100 работ Александра Бенуа». Рассказывают «Новости культуры».

Последняя крупная выставка Александра Бенуа в России состоялась 43 года назад в Третьяковской галерее по случаю его 100-летнего юбилея. С тех пор выросло целое поколение, которое мало знакомо с творчеством лидера «Мира искусства». После отъезда в 26-м году во Францию про Бенуа на родине вспоминали нечасто. Его искусство здесь было просто не ко двору. Организаторы выставки сочли все это достаточным поводом для того, чтобы устроить большую ретроспективную выставку, включающую как ранние, так и эмигрантские работы.

«Мне вот стало понятно, что надо сделать большую выставку, чтобы его реабилитировать именно как художника, – говорит галерист Наталья Курникова. – Потому что понятно, что он известен, как критик, историк искусства, редактор журналов, театральный декоратор и постановщик, идеолог “Мира искусства”. Но! Как художника имя его стало меркнуть… И задача нашей выставки – показать, что это был действительно выдающийся художник».

Большая часть представленных акварелей когда-то была частью одного альбома, составленного самим Бенуа в подарок жене. Таких альбомов существовало огромное множество. Бенуа, по меткому воспоминанию одного из современников, «акварелировал каждый день». Чаще всего это были пейзажи Версаля. Помимо этого на выставке представлены эскизы к театральным постановкам, а также иллюстрации к Пушкину и букварь с рисунками Бенуа.

«Конечно, он был, как сказать… с точки зрения строгого академизма, был художником-дилетантом, – считает зам. Директора государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева. – Потому что дилетантизм тогда был возведен в своего рода систему. Это очень образованный дилетант, который не прошел тщательной выучки академической, но самообразование позволяли ему быть художником в авангарде того времени».

Некоторые работы выставляются впервые. Как, например, акварель «Наводнение в Петербурге в 1824-м году». Формально это иллюстрация к «Медному всаднику», однако некоторые искусствоведы считают, в этой работе, написанной в 1929-м году, художник иносказательно говорил о современности.

Новости культуры