19.09.2011 | 19:30

Черногорскую публику угостили "Бис-Квитом"

В Черногории проходят Дни русской культуры. Проект просветительский, он посвящен трехсотлетию установления дипломатических отношений между нашими странами. В программе – кино, балет, музыка. Среди участников – солисты ведущих театров России: Мариинки, Большого, Пермского театра оперы и балета. Рассказывают «Новости культуры».

В залах столицы Черногории Подгорицы и культурной столицы Цетине не хватает мест. Дирижер Алексей Шатский чудом успел купить последние билеты. Художественный руководитель единственного в Черногории симфонического оркестра, созданного пять лет назад, вместе с молодым государством, говорит: в прошлом в музыкальных школах Югославии было много русских педагогов. И сегодня Алексей считает: главное – восстановить ту планку исполнительского мастерства, которую они задали здесь когда-то.

«Конечно, условия финансовые тут были очень тяжелые, и исполнители не всех специальностей были в консерватории на тот момент, когда создавался оркестр. Трудно объяснить маленькому мальчику, что есть такой замечательный инструмент – к примеру, фагот или тромбон, но ему нельзя его негде показать вживую», – поясняет Алексей Шатский.

В речку Морача в знаменитой драме «Балканская царица» бросается ее главная героиня – Даница. Со словами: «Я люблю тебя, мой единственный, но Черногория мне дороже». Шатский изучает сербско-хорватскую культуру и ставит одноименную патриотическую оперу – впервые в истории Черногории, в которой к русским – отношение особое.

В Цетинском монастыре почти все говорят на русском, ведь он более 300 лет тесно связан с Россией. Почти все его митрополиты рукополагались в Санкт-Петербурге. И до сих пор здесь сохраняют три святыни, которые связывают Сербскую православную церковь с Русской: часть Креста Христова, десницу Иоанна Предтечи и чудотворную икону Филеримской Божьей Матери.

«Эти святыни попали в Россию с Мальты во времена императора Павла Первого, в 1798 году. И в Гатчине, где была дача царская, были эти святыни. Во время революции, как сотни тысяч русских убежали, тогда и святыни убежали за границу», – рассказывает митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.

В Черных горах в середине сентября стоит жара под сорок. И запах гари – это горит мох. По задымленным черногорским серпантинам наши артисты колесят без отдыха. Изобретательные и задорные, им всего лишь около тридцати, и это новое лицо русского искусства. Неподцензурное, открытое к экспериментам, космополитичное. При таком подходе даже стандартный экспортный набор из «Калинки-малинки», «Валенок» и «Катюши» превращается в сплошной концертный хит.

«Бис-Квит» создавали питерские студенты музыкального колледжа имени Римского-Корсакова. Ансамблю уже почти десять лет, а энергетика по-прежнему бодряще-юная.

«Акустически этот ансамбль из шести человек звучит, как настоящий оркестр или диксиленд, или рок-бэнд. Когда звук отстроен грамотно и хорошо, они звучат, как оркестр, и с ними можно спеть все, что угодно. Из любой страны, любой репертуар. И Синатру, и босса-нову», – замечает приглашенный солист Мариинского театра Денис Седов.

Подбор инструментов уникальный, репертуар универсальный, аранжировки оригинальные.

«Я с долей иронии и с долей грусти могу сказать, что сегодняшнее время мало дает людям понять, что у нас есть своя культура, русская. К сожалению, у нас люди мало интересуются. Да, за рубежом концертов больше. Это наша проблема национальная», – признает художественный руководитель ансамбля «Бис-Квит» Андрей Антипов.

Тем временем нашим песням подпевают во всем мире. Те, кому за 40, даже знают слова. А те, что помоложе, наверное, думают, что «Валенки» – это русский рэп.